Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей""
(подготовлен ФАС России 06.03.2019 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Проект постановления) подготовлен ФАС России в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Проект постановления подготовлен в соответствии с пунктами раздела XVII "Транспортные услуги" Плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р.
2 Описание проблемы на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Проектом постановления исключается ряд услуг субъектов естественных монополий в морских портах из состава регулируемых государством, в том числе следующие услуги:
- Обеспечение лоцманской проводки судов;
- Предоставление причалов;
- Обеспечение экологической безопасности в порту;
- Хранение грузов;
- Услуги буксиров;
- Обслуживание пассажиров.
В целях развития конкуренции предлагается принять решение по неприменению государственного ценового регулирования услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах Российской Федерации, за исключением услуг по перевалке нефтяных грузов (нефть и нефтепродукты), поступающих в порты по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
В настоящий момент Правлением ФАС России в целях развития конкуренции приняты решения о неприменении ценового регулирования:
- на услуги по обеспечению лоцманской проводки судов (приказ ФАС России от 13.06.2017 N 781/17 "Об изменении регулирования деятельности лоцманских организаций в морских портах Российской Федерации", приказ ФАС России от 18.12.2018 N 1803/18 "Об изменении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии в морских портах Российской Федерации");
- на услуги по обеспечению экологической безопасности в морских портах (приказ ФАС России от 30.11.2018 N 1670/18 "Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации");
- на услуги по обслуживанию пассажиров в морских портах, главным образом ориентированных на круизное судоходство (приказ ФАС России от 27.03.2018 г. N 383/18 "Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации");
- на услуги субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (приказ ФАС России от 03.12.2018 N 1676/18 "Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей");
- на услуги буксиров (приказ ФАС России от 25.12.2017 N 1771/17 "Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации").
При этом организации, оказывающие услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, обязаны предоставлять ежеквартально информацию об установленных тарифах на услуги.
Пункты 2-8 Перечня услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" согласно Проекта постановления признаны утратившими силу.
Таким образом Проект постановления не применяет государственное ценовое регулирование в отношении ряда услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а именно: услуг по предоставлению судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта; услуг по обеспечению лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка); услуг по комплексному обслуживанию флота; услуг буксиров; услуг по погрузке и выгрузке грузов; услуг по хранению грузов; услуг по обслуживанию пассажиров.
В связи с наличием межвидовой конкуренции в сфере перевозок грузов речным транспортом с железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом, ранее были приняты решения о неприменении ценового регулирования в отношении услуг, оказываемых в речных портах (приказ ФСТ РФ от 21.07.2009 N 170-т/9 "Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии в речных портах", приказ ФСТ РФ от 24.12.2009 N 519-т/22 "Об изменении государственного регулирования в отношении ОАО "Усть-Донецкий порт").
В соответствии с пунктом 11 раздела XVII "Транспортные услуги" Плана мероприятий ("Дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р, предусмотрено мероприятие по принятию решений о неприменении регулирования цен (тарифов) субъектов естественных монополий на услуги в речных портах.
Пункты 2-6 Перечня услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" согласно Проекта постановления признаны утратившими силу.
Таким образом Проект постановления не применяет государственное ценовое регулирование в отношении ряда услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, а именно: услуг по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов по внутренним водным путям; услуг по обеспечению лоцманской проводки судов, услуг по ледокольному обеспечению в зимних условиях навигации; услуг по обеспечению прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям; услуг по обеспечению прохода иностранных судов по внутренним водным путям.
Правлением ФАС России приняты решения о неприменении ценового регулирования на услуги субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (приказ ФАС России от 03.12.2018 N 1676/18 (регистрационный N 53205 от 27.12.2018 г.).
3. Оценка соответствия нормам Договора о ЕАЭС
Проект нормативного акта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность федеральных органов исполнительной власти
Предлагаемые изменения не влекут за собой изменения объема полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти, выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.