Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=79667.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 4 апреля по 24 апреля 2018 года.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 9.4 проекта акта устанавливаются требования к действиям оператора наземного обслуживания, осуществляющего хранение топлива для обеспечения заправки воздушного судна (далее - ВС).
Подпунктом 4 пункта 9.4 проекта акта устанавливается, что оператор осуществляет определение температуры и плотности поступившего топлива, контроль на отсутствие механических примесей и воды в топливе, контроль цвета и запаха топлива, а случае расхождения значений плотности приведенной к 20 градусам Цельсия, и плотности, указанной в паспорте, сопровождающим партию топлива, более чем на 3 кг/м3 или при наличии признаков несоответствия при проведении контроля цвета или запаха топлива, топливо допускается к приему в резервуары только после подтверждения его соответствия требованиям, выполнение которых предусмотрено эксплуатационной документацией ВС, а также дополнительным требованиям, предусмотренным в договоре на поставку топлива.
Подпунктом 5 пункта 9.5 проекта акта утверждается, что оператор при поступлении топлива на хранение в резервуары, предназначенные для выдачи топлива на заправку воздушных судов, а также через каждые 180 дней его хранения в указанных резервуарах обеспечивает контроль определенных проектом акта показателей топлива. При этом исходя из норм проекта акта оператор должен провести испытания топлива на соответствие указанным в подпункте 5 пункта 9.5 проекта акта требованиям.
Подпунктом 9 пункта 9.5 проекта акта устанавливаются требования к топливу после проведения его очистки. При этом утверждается, что в процессе выдачи топлива для реактивных двигателей, по требованию получателя топлива, обеспечивается дозирование присадки для предотвращения образования кристаллов льда в реактивных топливах при низких температурах в топливо в соответствии с нормами, предусмотренными эксплуатационной документацией ВС, а также требованиями, предусмотренными в договоре на заправку топлива.
Пунктом 9.5 проекта акта устанавливаются требования к оператору наземного обслуживания, осуществляющему заправку топлива в ВС, при этом устанавливается требование о необходимости отбора проб и проверки проб топлива на отсутствие воды и механических примесей.
Таким образом, указанными нормами проекта акта вводятся дополнительные требования, в части проведения оценки соответствия топлива, в процессе обращения топлива на этапах его приемки, хранения и использования (заправки воздушного судна).
В этой связи отмечаем, что в настоящее время на территории Российской Федерации и стран-участниц Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) действует технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
Согласно пункту 1.1 статьи 1 ТР ТС 013/2011 технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Евразийской экономической комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Евразийской экономической комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.
Учитывая изложенное, установление дополнительных требований к топливу, а также к методам оценки соответствия такого топлива законодательством Российской Федерации не предусмотрено и противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе.
В случае необходимости установления дополнительных требований к авиационному топливу разработчику необходимо внести соответствующие изменения в ТР ТС 013/2011.
2. Пунктом 9.4 проекта акта также установлено, что оператор наземного обслуживания, осуществляющий хранение топлива для обеспечения заправки ВС проверяет наличие на партию топлива паспорта, документа (паспорта), выданного изготовителем топлива, удостоверяющего соответствие топлива требованиям, установленным эксплуатационной документацией ВС, в том числе, требованиям, предусмотренным в договоре на поставку топлива; документов о результатах анализа топлива перед его выдачей, в каждом месте хранения, указанном в товарно-транспортных накладных на партию топлива.
При этом проектом акта не регламентированы действия оператора в случае обнаружения отсутствия указанных документов на топливо или их несоответствие утвержденным требованиям.
Таким образом, установление дополнительного контроля документации со стороны оператора наземного обслуживания без предоставления права принятия каких-либо мер представляется избыточным. Учитывая изложенное, указанные нормы подлежат доработке.
Кроме того, учитывая, что исполнение требований федеральных авиационных правил является предметом государственного транспортного надзора, считаем необходимым рекомендовать разработчику дополнительно проработать вводимые проектом акта требования с точки зрения их направленности именно на обеспечение безопасности эксплуатации воздушного судна, исключаю требования документального фиксирования внутренних процессов контроля движения материальных ресурсов.
3. По информации, представленной разработчиком, проект акта разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. N ДК-П9-2862, согласно которому необходимо представить в Правительство Российской Федерации предложения о введении обязательной процедуры проведения испытаний на соответствие эксплуатационных показателей авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей типу двигателя воздушного судна, а также оценке влияния на летные характеристики и безопасность полетов, имея ввиду необходимость исключения участия органов государственной власти в выдаче разрешений и принятия юридически значимых решений в процедуре проведения испытаний и последующей отмены приказа Министерства транспорта РСФСР от 17 октября 1992 г. N ДВ-126.
При этом следует отметить, что проектом акта не регламентированы процедуры проведения каких-либо испытаний на соответствие эксплуатационных показателей авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей типу двигателя воздушного судна, а также оценке влияния на летные характеристики и безопасность полетов.
Вместе с тем обращаем внимание разработчика, что необходимость проведения указанных испытаний с учетом действия ТР ТС 013/2011 может быть установлена только ТР ТС 013/2011.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.