Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении состава и формата данных о факторах опасности и риска, формата информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, перечень пользователей данных о факторах опасности и риска и порядок их предоставления пользователям"
(подготовлен Минтрансом России 14.03.2019 г.)
В соответствии с пунктами 6, 8, 10 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 1215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6571; 2016, N 12, ст. 1671), в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый состав и формат данных о факторах опасности и риска, формата информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, перечень пользователей данных о факторах опасности и риска и порядок их предоставления пользователям.
2. Настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня его официального опубликования.
Министр |
Е.И. Дитрих |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от ______________ N _____
Состав и формат данных о факторах опасности и риска, формат информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг представляющей угрозу для безопасности полетов и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, влияющие на безопасность полетов, перечень пользователей данных о факторах опасности и риска и порядок их предоставления пользователям
I. Общие положения
1. Состав и формат данных о факторах опасности и риска, формат информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг, представляющей угрозу для безопасности полетов и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, которые содержат в себе выявленные факторы опасности и риска влияющие на безопасность полетов (далее - формат данных), перечень пользователей данных о факторах опасности и риска и порядок их предоставления пользователям разработан в соответствии с пунктами 6, 8, 10 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 1215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6571; 2016, N 12, ст. 1671), а также в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
2. В настоящем документе используются термины и определения, которые приведены в Правилах разработки и применения системы управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215, Приложении 19 "Управление безопасностью полетов" (издание первое 2013 год) к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) в части СУБП.
II. Состав и формат данных о факторах опасности и риска, информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг, представляющей угрозу для безопасности полетов и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, которые содержат в себе выявленные факторы опасности и риска влияющие на безопасность полетов
4. Информация о факторах опасности и риска, информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации, предоставляемых поставщиками услуг, представляющей угрозу для безопасности полетов и результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации, которые содержат в себе выявленные факторы опасности и риска влияющие на безопасность полетов (далее - фактор опасности) содержит следующие группы данных:
а) сведения о составителе, его наименование и контактные данные;
б) категория выявленного факторах опасности:
- организационный;
- человеческий фактор;
- технический;
- внешней среды;
в) описание фактора опасности;
г) категория событий, к которым могут приводить выявленные факторы опасности.
д) информация об обстоятельствах выявления фактора опасности;
е) частота возникновения фактора опасности;
ж) выявленные тенденции в возникновении фактора опасности;
з) индекс риска в выявленном факторе опасности;
и) предлагаемые мероприятия для снижения вероятности повторения выявленного фактора опасности;
к) фамилия, имя, отчество (при наличии) и подпись лица направляющего информацию о выявленных факторах опасности, а также дату заполнения бланка информации о выявленных факторах опасности и риске (далее - Сообщение) являющийся приложением N 1 к настоящему приказу.
4. Поставщиком услуг при заполнении Сообщения указываются сведения о составителе, которые содержат в себе:
- для федеральных органов исполнительной власти его официальное сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти;
- для юридических лиц его официальное сокращенное наименование юридического лица;
- для индивидуального предпринимателя его фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
- для физических лиц фамилия, имя и отчество (при наличии)
5. Информация направляемая поставщиками услуг в Федеральное агентство воздушного транспорта о факторе опасности категорируется в следующем порядке:
а) организационные факторы опасности включают в себя:
- отсутствие, неисполнимость, неэффективность нормативных правовых актов, правил, процедур;
- недостаточность, избыточность, некачественное предоставление государственных услуг или надзорных мероприятий за исполнением законодательства Российской Федерации;
- непринятие или неэффективность корректирующих мероприятий, необходимых для повышения уровня безопасности полетов или поддержании его на приемлемом уровне.
- неэффективность мероприятий направленных на развитие культуры безопасности полетов;
- экономические факторы влияющие на хозяйственную деятельность;
б) технические факторы опасности включают в себя:
- недостатки или особенности конструкции воздушных судов и другой техники необходимой для подготовки, обеспечения и выполнения полетов. эксплуатационной документации, методов и средств обслуживания;
- недостатки и особенности структуры воздушного пространства, наземной инфраструктуры. методов и средств обеспечения полетов;
г) факторы опасности основанные на человеческом факторе включают в себя:
- человеческий фактор возникший в следствии медицинских причинах;
- человеческий фактов возникший в следствии психологических особенностей и ограничений человека;
- человеческий фактов возникший в следствии физиологических ограничений возможностей человека;
д) факторы опасности возникший вследствие влияния окружающей среды включают в себя:
- опасные метеорологические явления, неблагоприятные или экстремальные условия погоды;
- стихийные бедствия, геофизические опасные явления;
- географические и климатические особенности региона;
- угрозы эпидемиологического характера;
6. Информация направляемая поставщиками услуг в Федеральное агентство воздушного транспорта о факторе опасности описывается в свободной форме.
7. Категории событий, к которым могут приводить выявленные факторы опасности содержатся в приложении N 2 к настоящему приказу.
8. Факторы опасности выявляются поставщиками услуг в результате анализа следующих данных:
а) отчетов по расследованию авиационных событий, выявленных при этом недостатков, не оказавших непосредственного влияния на исход полета, но негативно влияющих на безопасность полетов в целом, предложенных рекомендаций и реализованных мероприятий направленных на повышение уровня безопасности полетов;
б) возникающие ситуации в деятельности поставщика услуг, которые потенциально могут создать угрозу безопасности полетов, но не приведшие к авиационному пришествию или инциденту;
в) собранных в рамках системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) поставщика услуг данных об уровне безопасности полетов.
9. Вероятность события, связанного с проявлением фактора опасности, определяется в зависимости от контролируемых поставщиками услуг в рамках своей СУБП показателей безопасности полетов, выраженных в относительных величинах и ранжируются по категориям:
а) частое событие - вероятность возникновения более 0,001 на 1 час полета;
б) эпизодическое событие - вероятность возникновения менее 0,001 и более 0,00001 на 1 час полета;
в) редкое событие - вероятность возникновения менее 0,00001 и более 0,0000001 на 1 час полета;
г) маловероятное событие вероятность возникновения менее 0,0000001 и более 0,000000001 на 1 час полета;
д) крайне маловероятно - вероятность возникновения менее 0,000000001 на 1 час полета;
10. Поставщик услуг при заполнении Сообщения самостоятельно оценивает и указывает выявленные тенденции в возникновении фактора опасности.
11. Поставщиками услуг при заполнении Сообщения оценивается индекс риска в выявленном факторе опасности в зависимости от следующих факторов:
а) тяжести последствий оцененных поставщиком услуг выявленных факторов опасности в зависимости от класса возможной ситуации:
- катастрофическая ситуация (КС) - особая ситуация, при возникновение которой предотвращение причинения ущерба и гибели людей практически невозможно;
- аварийная ситуация (АС) - особая ситуация, при возникновении которой мало вероятно предотвращение причинения ущерба и гибели людей;
- сложная ситуация (СС) - особая ситуация, при возникновении которой вероятно предотвращение причинение ущерба и гибели людей;
- усложнение условий (УУП) - особая ситуация, при которой с большой долей вероятности будет предотвращено причинение ущерба и гибель людей;
- простая ситуация (ПС) - ситуация, при которой отсутствует угроза причинения ущерба и гибель людей, однако при определенных обстоятельствах такая ситуация может перерасти в более опасную.
б) Систематизация процесса идентификации факторов опасностей и определения риска событий производиться с использованием матрицы анализа рисков бланка Сообщения, которая по комбинации частоты возникновения события и оценки тяжести последствий события оценивает уровень риска и имеет следующее обозначение:
- "1" - риск выше допустимого, требуется разработка дополнительных мер по повышению уровня безопасности полетов;
- "2" - риск ниже допустимого при принятии дополнительных мер по повышению уровня безопасности полетов;
- "3" - риск ниже допустимого при осуществлении контроля принятых мер по повышению уровня безопасности полетов;
- "4" - риск незначительно мал, анализ и принятие мер по повышению уровня безопасности полетов не требуется.
12. Поставщик услуг при заполнении Сообщения предлагает мероприятия для снижения вероятности повторения выявленного фактора опасности.
III. Порядок предоставления пользователям данных о факторах опасности, предоставляемых поставщиками услуг
13. Пользователи данных о факторах опасности и риска, предоставляемых поставщиками услуг (далее - Данные) и перечень пользователей, имеющих право прямого доступа к Данным без направления запроса в Федеральное агентство воздушного транспорта определены в Приложении N 3 к настоящему приказу.
14. Запросы направляются пользователями на бумажных или электронных носителях посредством почтовой связи или информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в произвольной форме с указанием:
- периода, за который требуется предоставить данные;
- формы предоставления данных;
- содержательной части, поисковых признаков и перечня необходимых параметров.
15. Поступающие в Федеральное агентство воздушного транспорта запросы пользователей на получение Данных подлежат регистрации.
16. Данные по запросу могут быть предоставлены Федеральным агентством воздушного транспорта пользователям в:
- формате текста (справка содержащая изложение конкретных данных о факторах опасности и риска);
- формате таблицы (статистические данные, отобранные по совокупности проявившихся и зарегистрированных данных о факторах опасности и риска);
- графическом формате (графики, гистограммы, диаграммы).
17. Федеральное агентство воздушного транспорта в ответ на запрос пользователя в течении 5 дней рабочих дней с даты регистрации, предоставляет запрашиваемые Данные.
18. Данные предоставляется в электронном или бумажном виде в соответствии с запросом пользователя на адрес, указанный пользователем.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к приказу Минтранса России
от ____________N_________
Бланк информации о выявленных факторах опасности и риске
А. Сведения о составителе, наименование и контактные данные
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б. Категория выявленного факторах опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В. Описание фактора опасности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г. Категория событий, к которым могут приводить выявленные факторы опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д. Информация об обстоятельствах выявления фактора опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е. Частота возникновение фактора опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ж. выявленные тенденции в возникновении фактора опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
З. Индекс риска в выявленном факторе опасности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И. Предлагаемые мероприятия для снижения вероятности повторения выявленного фактора опасности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К. ФИО, подпись, дата. |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу Минтранса России
от ____________N_________
Категории событий, к которым могут приводить выявленные факторы опасности
ARC - нештатное касание взлетно посадочной полосы (ВПП);
AMAN - резкое маневрирование;
ADRM - аэродром;
MAC - опасное сближение, срабатывание TCAS, нарушение эшелонирования, угроза столкновения в воздухе, столкновение в воздухе;
ATM - аэронавигационное обслуживание;
BIRD - птицы;
CABIN - события, связанные с безопасностью в салоне;
CTOL - столкновение с препятствием (препятствиями) при взлете или посадке;
CFIT - столкновение (угроза столкновения) с землей в управляемом полете;
EVAC - эвакуация;
EXTL - события, связанные с внешней подвеской;
F-NI - пожар/дым (не как следствие других событий);
F-POST - пожар/дым (как следствие других событий);
FUEL - события, связанные с топливом;
GTOW - события, связанные с буксировкой воздушного судна по воздуху;
GCOL - столкновение с объектом на земле;
RAMP - наземное обслуживание;
ICE - обледенение;
LOC-G - потеря управления на земле;
LOC-I - потеря управления в полете;
LOLI - потеря подъемной силы при полете по маршруту;
LALT - выполнение полетов на малой высоте;
MED - медицина;
NAV - ошибки в навигации;
RE - выкатывание за пределы ВПП;
RI - несанкционированное занятие ВПП;
SEC - события, связанные с авиационной безопасностью;
SCF-NP - отказ или неисправность системы/компонента (кроме двигателей);
SCF-PP - отказ или неисправность системы/компонента (двигатели);
TURB - попадание в зону турбулентности;
USOS - недолет/перелет зоны приземления на ВПП;
UIMC - попадание в метеорологические условия полета по правилам полетов
по приборам, к которым экипаж и/или воздушное судно не были допущены;
WILD - животные;
WSTRW - сдвиг ветра или грозовая деятельность;
UNK - неизвестно или не определено;
ANY - все;
OTHR - другое.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к приказу Минтранса России
от ____________N_________
Перечень пользователей данных о факторах опасности и риска, информации о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации влияющих на безопасность полетов, результатов проведения надзорных мероприятий за исполнением воздушного законодательства Российской Федерации влияющие на безопасность полетов.
1. Прямой доступ к получению данных о факторах опасности, предоставляемых поставщиками услуг, в объеме и сроках, установленных регламентом Федерального агентства воздушного транспорта, имеют:
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
2. Федеральное агентство воздушного транспорта на основании полученного запроса предоставляет данные о факторах опасности и риска:
Международной организации гражданской авиации;
Министерству внутренних дел Российской Федерации;
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерству обороны Российской Федерации;
Федеральной службе безопасности;
Федеральной службе охраны;
разработчикам и изготовителям гражданских воздушных судов;
юридическим лица и индивидуальные предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки;
юридическим лицам, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов;
юридическим лицам, осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
образовательным организациям и организациям, осуществляющим подготовку пилотов гражданских воздушных судов;
операторам сертифицированных аэродромов гражданской авиации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.