Проект Федерального закона "О внесении изменений часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.03.2019 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 22, ст. 2563; 2008, N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5519; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 48, ст. 6247; 2011, N 30, ст. 4575, 4593; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 26, ст. 3447; N 27, ст. 3588; 2013, N 23, ст. 2866; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4049, 4081; N 40, ст. 5037, 5038; N 44, ст. 5645; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6657, 6660; 2015, N 24, ст. 3377; N 48, ст. 6691; 2016, N 1, ст. 6; N 7, ст. 920; N 15, ст. 2063, 2064; N 18, ст. 2506; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1) первый абзац пункта 4 статьи 52 после слов "в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика" дополнить словами ", личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг";
2) в статье 102
а) пункт 1 дополнить подпунктом 14 следующего содержания:
"14) предоставляемых на основании согласия налогоплательщика, предоставляемого в случаях и порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определенному в таком согласии лицу или кругу лиц, в том числе, юридическим лицам и органам государственной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации управление особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, а также реализацию проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - управляющие компании);
б) абзац первый пункта 2 после слов "таможенными органами" дополнить словами "управляющими компаниями";
в) дополнить пунктом 2.2. следующего содержания:
"2.2. Не является разглашением налоговой тайны предоставление сведений, полученных управляющими компаниями в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, лицам, указанным в согласии налогоплательщика".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из задач в сфере развития цифровой экономики является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
В рамках реализации указанных поручений разработан настоящий законопроект, которым предлагается дополнить перечень официальных каналов уведомления гражданина о начисленных и подлежащих уплате физическим лицом налогов и сборов Единым порталом государственных услуг (далее - портал).
В настоящее время по данным Минкомсвязи России активными пользователями портала являются более 60 млн. человек. Портал стал наиболее востребованным со стороны граждан способом взаимодействия с государством, в связи с чем, считаем необходимым обеспечить использование его также в целях информирования о начисленных налогах и сборах, их своевременной оплаты.
Введение дополнительного канала извещения гражданина о начисленных налогах приведет к увеличению собираемости налогов с физических лиц и, как следствие, к увеличению доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить из сведений, составляющих налоговую тайну, сведения, предоставляемые управляющим компаниям различных специальных режимов на различных территориях, включая особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, инновационный центр "Сколково".
В настоящее время управляющие компании таких территорий собирают различную отчетность, в том числе необходимую для оценки достигаемых результатов деятельности и формирования отчетности перед федеральными органами исполнительной власти по соответствующим государственным программам, национальным проектам и другим документам государственного стратегического планирования. Предоставление указанной отчетности является обязательным условием участия организации в соответствующем специальном режиме, отказ от ее предоставления влечет лишение соответствующего статуса, поскольку предусмотренная действующим регулированием оценка эффективности действующего специального режима в этом случае будет невозможной.
При этом аналогичные сведения участники проекта как юридические лица предоставляют в ФНС России. Таким образом, сбор отчетности дублируется, создавая дополнительные издержки как со стороны подотчетных юридических лиц, так и со стороны управляющих компаний.
Предусмотренные статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации изъятия из налоговой тайны могут быть обеспечены единственным способом - путем подписания согласия на то, чтобы сведения, относимые к налоговой тайне, перестали быть таковыми и стали общедоступными. В случае взаимодействия с управляющими компаниями не предполагается разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, неограниченному кругу лиц. Как следствие, согласие на то, чтобы сведения, относимые к налоговой тайне, стали общедоступными, противоречит интересам участников специальных режимов.
Таким образом, предусмотренные статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации не обеспечивают необходимую гибкость взаимодействия с участниками специальных режимов, и не позволяют сократить издержки участников такого взаимодействия.
Необходимое информационное взаимодействие ФНС России и управляющих компании станет возможным в случае принятия данной поправки, что позволит снизить нагрузку по оформлению отчетности для участников проекта и исключить дублирование информации. При этом институт согласий планируется установить в рамках развития проектируемой в настоящее время национальной системы управления данными, включая возможности т.н. цифрового профиля.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения Законопроекта соответствуют целям государственных программ Российской Федерации, в частности цели государственной программы "Информационное общество" повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий; цели программы "Цифровая экономика" создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; других государственных стратегических документов в области информационно-технологического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.