Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 13 августа 2018 г. N ВМ-П9-5148 и от 24 сентября 2018 г. N П9-49419.
На основании пункта 1.6 сводного отчета к проекту акта целью проекта акта является укрепление платежной дисциплины коммунально-бытовых потребителей газа, повышение безопасности газоснабжения, стимулирование абонентов к установке приборов учета и создание условий, способствующих отказу потребителей от самовольных вмешательств в работу прибора учета газа и несанкционированного подключения к сетям газоснабжения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 по 28 ноября 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-18/00085628).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 11 по 21 января 2019 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере, ООО "Газпром межрегионгаз", ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", АО "Газпром газораспределение Саратовская область", АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", АО "Газпром газораспределение Ленинградская область", ООО "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола", Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), содержащие замечания в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Постановление N 549) в редакции проекта акта устанавливается, что требования к качеству коммунальной услуги по газоснабжению установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление N 354), в то время как в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 354 последнее не применяется к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Постановлением N 549.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить указанную отсылочную норму на Постановление N 354.
2. Пунктом 4 Постановления N 549 в редакции проекта акта устанавливается требование к лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, предоставлять по соответствующему запросу ряд сведений поставщику газа, необходимых для определения платы за потребленный газ. При этом такие лица могут не обладать некоторыми запрашиваемыми сведениями.
Так, например, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, может быть неизвестна информация о мерах социальной поддержки по оплате газа, предоставленных гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого осуществляется.
Вместе с тем в соответствии с проектируемым пунктом 4.1 Постановления N 549 лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны предоставить поставщику газа информацию, указанную в пункте 4 Постановления N 549, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Полагаем, что в случае отсутствия такой информации у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, они будут вынуждены направлять необходимые запросы о предоставлении информации в соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. При этом 10 рабочих дней для ответа заявителю может быть недостаточно для получения информации от соответствующих органов и ответа поставщику газа по заявке.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать в указанной части пункт 4 Постановления N 549 в редакции проекта акта, например, указав, что осуществляющие управление многоквартирными домами лица предоставляют запрашиваемую информацию при ее наличии.
3. Подпунктом "в" пункта 9 Постановления N 549 в редакции проекта акта устанавливается требование об обязательном приложении к оферте ряда документов, подтверждающих право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этим помещением, часть из которых представляются избыточными.
Так, проектом акта предлагается прикладывать к оферте следующие документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое/ нежилое помещение;
- копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- копия вступившего в силу решения суда о признании права собственности на жилое/ нежилое помещение;
- копия свидетельства о праве на наследство на жилое/ нежилое помещение;
- копия разрешения на ввод домовладения в эксплуатацию;
- копии договора участия в долевом строительстве и акта приема-передачи жилого/ нежилого помещения;
- иные документы, подтверждающие основания пользования помещением и факт его создания.
Так, остается неясным:
- каким образом собственник помещения должен представить документ участия в долевом строительстве и акта приема-передачи жилого/ нежилого помещения, если он не участвовал в таких процессах;
- каким образом собственник помещения должен представить копию вступившего в силу решения суда о признании права собственности на жилое/ нежилое помещение, если такого решения не имеется;
- зачем представлять копию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если собственник представил копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое/ нежилое помещение;
- каким образом собственник помещения должен представить копию свидетельства о праве на наследство на жилое/ нежилое помещение, если наследство не открыто в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и т.д.
Кроме того, указанное положение не предусматривает исчерпывающего перечня документов.
Вместе с тем в случае предоставления не всех документов или предоставления документов с недостоверными сведениями газоснабжающая организация, в соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Постановления N 549, может отказать в заключении договора на поставку газа.
Учитывая изложенное, в целях соблюдения прав и законных интересов заявителей на поставку газа, а также в целях исключения избыточности требований по представлению заявителями документов полагаем целесообразным предусмотреть в проекте акта исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к оферте, а также обосновать обязательное включение каждого нового документа в приложение к оферте.
Кроме того, считаем целесообразным дифференцировать перечень документов в зависимости от заявителя в качестве физического лица, заявителя в качестве юридического лица (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т.п.), а также в зависимости от расположения газового оборудования - внутридомовое или внутриквартирное.
Так, например, для заявителя (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т.п.) будет затруднительно предоставить документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями, имея в виду положение части 6 статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г.N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которому в случае отсутствия у обратившегося за заключением договора поставки газа лица принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования такое лицо не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа.
4. Пунктом 25.3 Постановления N 549 в редакции проекта акта устанавливается требование для абонента, которое может быть невыполнимо на практике.
Так, в соответствии с указанным пунктом абонент в случае возникновения неисправности в работе прибора учета обязан незамедлительно известить об этом поставщика газа. Вместе с тем остается неясным, как абонент может незамедлительно известить поставщика газа, если неисправность возникла во время его отсутствия или не была замечена абонентом по причинам, связанным с его здоровьем (если абонент является маломобильным человеком, инвалидом по зрению и т.п.). Кроме того, в большинстве случаев абоненты не обладают компетенцией и знаниями, позволяющими определять неисправности в работе прибора учета газа в случаях, когда неисправность прибора учета газа приводит к его неспособности достоверно фиксировать объем газа при работе газоиспользующего оборудования.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать указанное требование, например, предусмотрев, что абонент в случае обнаружения неисправности в работе прибора учета обязан незамедлительно известить об этом поставщика газа.
5. Пункт 30 Постановления N 549 в редакции проекта акта противоречит пункту 28 в части определения объема потребленного газа в случае неисправности прибора учета газа (выхода из строя прибора учета).
Так, в соответствии с пунктом 28 Постановления N 549 в случае возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если неисправность прибора учета газа выявлена в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В соответствии с проектируемым пунктом 30 Постановления N 549 объем потребленного газа за период со дня выхода из строя прибора учета газа до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать редакцию проекта акта в части исключения указанного несоответствия.
6. Пунктом 15 проекта акта предлагается изложить в новой редакции абзацы 1-3 пункта 31 Постановления N 549, регламентирующие порядок расчета объема потребляемого газа в случае, если абонент не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, при этом проектируемыми изменениями исключается абзац, регламентирующий порядок определения объема газа в случае, если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода.
Обращаем внимание, что действующее положение абзаца 3 пункта 31 Постановления N 549 предусматривает, что в случае если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода, то за истекшие дни расчетного периода объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа пропорционально количеству таких дней. В указанном расчетном периоде общий объем потребленного газа равен сумме объема потребленного газа, рассчитанного с учетом нормативов потребления газа, и объема потребленного газа, установленного по показаниям прибора учета газа.
Учитывая, что при исключении вышеуказанного положения может возникнуть пробел в правоприменительной практике в указанной части, полагаем целесообразным дополнительно обосновать указанное исключение либо сохранить положение, регламентирующее порядок определения объема газа в случае, если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.