Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за выполнением частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 26 февраля по 12 марта 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/02-19/00088856).
Положениями проекта акта в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Правилами аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1129 (далее - Правила N 1129), предлагается утвердить Положение о федеральном государственном контроле за выполнением частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Согласно информации из сводного отчета в качестве проблемы, на решение которой направлено проектируемое регулирование, разработчик указал на необходимость обеспечения реализации пункта 7 статьи 18.1 Закона N 1032-1 и пункта 30 Правил N 1129.
В пункте 7 статьи 18.1 Закона N 1032-1 содержится указание на государственный контроль, организацию и проведение проверок частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала) и применение в рамках такого контроля положений Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, выделение отдельного вида государственного контроля (надзора) -федерального государственного контроля за выполнением частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) - не основано на положениях Закона N 1032-1.
Согласно пункту 30 Правил N 1129 Федеральная служба по труду и занятости, ее территориальный орган по месту нахождения частного агентства занятости осуществляют в течение действия аккредитации проверку выполнения частным агентством занятости требований аккредитации, а также обязанностей по ранее заключенным с работниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала) в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ.
Необходимо отметить, что соблюдение требований аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) оценивается при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, проектируемое регулирование предполагает оценку соблюдения одних и тех же обязательных требований в рамках двух видов государственного контроля (надзора).
Одновременно с этим обращаем внимание на следующее замечание к положениям проекта акта.
1. Согласно проектируемому регулированию федеральный государственный контроль за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации осуществляется, в частности, посредством организации и проведения внеплановых проверок.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров.
Проектируемым регулированием в качестве основания для проведения внеплановой проверки предлагается рассмотреть случаи поступления в Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о нарушениях частным агентством занятости обязательных требований.
Таким образом, исходя из проектируемого регулирования, основанием для проведения внеплановой проверки может выступить любое заявление гражданина или информация из средств массовой информации о нарушении частным агентством занятости каких-либо обязательных требований. При этом проектом акта не уточняется, в какой сфере указанные требования должны быть нарушены, в связи с чем для контролирующих органов возникает возможность применения неограниченных оснований для проведения внеплановых проверок.
Представляется, что отсутствие однозначности проектируемых положений, возможность применения неограниченных оснований для действий контролирующих органов может привести к существенному росту административной нагрузки на хозяйствующие субъекты и, как следствие, повлечь многочисленные судебные споры, а также привести к невозможности реализации хозяйствующими субъектами права на осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), к дополнительным необоснованным затратам хозяйствующих субъектов.
2. Кроме того, остается неясным предмет проверок, учитывая, что проектируемым регулированием предполагается проверка требований, на основании которых частным агентством занятости может быть получена аккредитация.
При этом согласно Правилам N 1129 аккредитация предоставляется на 3 года, (если в заявлении о получении аккредитации не указан меньший срок) и может быть продлена, приостановлена (возобновлена) или отозвана. Орган аккредитации в целях принятия решения о продлении (отказе в продлении) аккредитации в порядке, установленном пунктом 10 указанных Правил, направляет соответствующие межведомственные запросы, необходимые для получения информации о соответствии (несоответствии) частного агентства занятости требованиям аккредитации, указанным в пункте 2 Правил N 1129.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.