Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 347"
(подготовлен Минтрансом России 26.03.2019 г.)
В соответствии со статьями 5, 19 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6928; 2016, N 1, ст. 14) приказываю:
1. Внести изменения в Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 347 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2016 г., регистрационный N 42032) (далее - Порядок), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что изменения, утвержденные настоящим приказом,за исключением подпункта "г" пункта 5.3 и пункта 6.9 Порядка, вступают в силу с 1 июля 2021 г.
3. Установить, что положения подпункта "г" пункта 5.3 Порядка подлежат применению в отношении автовокзалов, автостанций расположенных в границах:
а) городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, городских округов с численностью населения свыше 1 млн. человек - с 1 января 2022 г.;
б) города федерального значения Севастополь, городских округов, поселений с численностью населения свыше 600 тыс. человек - с 1 января 2024 г.;
в) городских округов, поселений с численностью населения свыше 100 тыс. человек - с 1 января 2027 г.;
г) городских округов, поселений с численностью населения менее 100 тыс. человек - с 1 января 2030 г.
4. Установить, что положения подпункта "г" пункта 5.3 и пункта 6.9 Порядка подлежат применению в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров:
а) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, городских округов с численностью населения свыше 1 млн. человек - с 1 января 2022 г.;
б) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города федерального значения Севастополь, городских округов, поселений с численностью населения свыше 600 тыс. человек - с 1 января 2024 г.;
в) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городских округов, поселений с численностью населения свыше 100 тыс. человек - с 1 января 2027 г.;
г) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городских округов, поселений с численностью населения менее 100 тыс. человек, и межмуниципальным, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения - с 1 января 2030 г.
Министр |
Е.И. Дитрих |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от ___________ N _________
Изменения, вносимые в Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 347
1. Дополнить Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минтранса России от 1 декабря 2015 г. N 347 (далее - Порядок) пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Перевозчик (агент перевозчика) при бронировании или приобретении билета для проезда по маршруту регулярных перевозок в междугородном сообщении и (или) при заключении договора фрахтования на перевозку по заказу и (или) при заключении договора на перевозку легковым такси обеспечивает возможность получения пассажирам из числа инвалидов в доступной для них форме следующей информации:
1) об услугах, оказываемых перевозчиком пассажирам из числа инвалидов и порядке их получения;
2) об услугах, оказываемых на объектах по маршруту следования и порядке их получения;
3) о порядке оповещения пассажирами из числа инвалидов о необходимости остановки транспортного средства по требованию;
4) о порядке перевозки и выдачи кресел-колясок, используемых пассажиром из числа инвалидов.".
2. Дополнить Порядок пунктами 5.1 - 5.6 следующего содержания:
"5.1. Услуги на объектах предоставляются пассажиру из числа инвалидов в случае его обращения о потребности в услугах к уполномоченным должностным лицам владельца объекта.
5.2. Владельцы объектов обязаны обеспечить на объекте оповещение посредством технических средств, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о предоставляемых пассажирам из числа инвалидов различных нозологий на территории объекта услугах и порядке их получения, в том числе:
1) о расположении мест прибытия пассажиров из числа инвалидов на территории объекта, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами;
2) о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров из числа инвалидов по территории объекта;
3) о расположении выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок;
4) о местах встречи уполномоченными должностными лицами владельцев объектов пассажиров из числа инвалидов;
5) о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;
6) о расположении мест для выгула собак-проводников (при наличии специального документа);
7) об услугах по предоставлению кресел-колясок для перемещения по территории объекта;
8) о порядке осуществления взаимодействия с уполномоченными должностными лицами владельца объекта.
5.3. Владельцы объектов, в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", обеспечивают установку на входах используемых пассажирами зданий объектов и в иных местах, определяемых владельцами объектов как места прибытия на объект пассажиров из числа инвалидов, следующих технических средств информирования и ориентирования инвалидов:
а) кнопку вызова персонала для оказания ситуационной помощи инвалидам на кресле-коляске;
б) тактильно-визуальную информирующую табличку с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля с названием объекта и времени работы;
в) знаки, информирующие о доступности объекта для инвалидов на кресле-коляске, инвалидов по зрению и инвалидов по слуху;
г) радио-приемопередатчиков и звуковых маячков системы радио-информирования и звукового ориентирования инвалидов по зрению.
После получения сигнала при нажатии кнопки вызова персонала уполномоченные должностные лица владельца объекта прибывают к месту вызова в период времени, не превышающий 10 минут.
5.4.Владельцы объектов обеспечивают наличие на территории объектов выделенного оборудованного рабочего места приема обращений от инвалидов о потребности в оказании им ситуационной помощи при получении услуг, с постоянным присутствием дежурного персонала, прошедшего специальное обучение по работе с инвалидами различных нозологий.
5.5. Пассажирам из числа инвалидов предоставляется возможность использования для перемещения по территории объекта своего кресла-коляски до посадки в транспортное средство.
5.6. В случае задержки отправления транспортного средства уполномоченные должностные лица владельца объекта регулярно, но не реже чем один раз в 15 минут, информируют пассажира из числа инвалидов о планируемом времени отправления транспортного средства.".
3. Дополнить Порядок пунктами 6.1-6.9 следующего содержания:
"Услуги по личному уходу за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) владельцами объектов на объектах и (или) перевозчиками в транспортных средствах не предоставляются при наличии на объектах и (или) в транспортных средствах доступных для пассажиров из числа инвалидов санитарно-гигиенических помещений, помещений для принятия пищи, лекарств и медицинских процедур.
При отсутствии таких помещений на объектах и (или) в транспортных средствах должна быть оказана ситуационная помощь пассажиру из числа инвалидов по его запросу.
6.2. Перевозчик обязан принимать все возможные меры по совместному размещению в транспортном средстве пассажира из числа инвалидов и осуществляющих поездку вместе с ним пассажиров, являющихся сопровождающими лицами.
6.3. Провоз кресел-колясок (количество определяется локальным нормативным актом перевозчика, но не может составлять менее двух кресел-колясок на одного пассажира из числа инвалидов), используемых пассажиром из числа инвалидов, а также собаки-проводника (при наличии специального документа), если она следует вместе с пассажиром из числа инвалидов, осуществляется без взимания дополнительной платы.
6.4. Багаж пассажиров из числа инвалидов на объекте отправления размещается в транспортном средстве таким образом, чтобы на остановочном пункте прибытия была обеспечена возможность его первоочередной выгрузки из транспортного средства.
6.5. Выдача кресла-коляски из багажа, провозимого пассажиром из числа инвалидов, на остановочных пунктах по маршруту следования, осуществляется перевозчиком по запросу пассажира из числа инвалидов.
6.6. Дополнительный номер маршрута регулярных перевозок, перевозки по которому осуществляются транспортными средствами категорий М2 и (или) М3, должен выполняться черным шрифтом высотой не менее 200 мм на белом или желтом фоне и размещаться за стеклом слева от первой двери по ходу движения транспортного средства, предназначенной для входа пассажиров.
На транспортных средствах, в которых обеспечивается доступность для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, должен устанавливаться знак доступности для инвалидов на кресле-коляске, выполненный в соответствии с требованиями "Национального стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 52131. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования". Знак должен устанавливаться под лобовым стеклом внизу, с правой стороны, а также справа от всех входов, доступных для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске. Знаки доступности для инвалидов других нозологий на транспортных средствах категорий М2 и М3, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок не размещаются.
6.7. На транспортных средствах категории М2 и М3, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок, оборудованных кнопками оповещения водителя о необходимости открывании двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с кнопкой, на высоте от 1,3 м до 1,5 м должна располагаться тактильно-визуальная информирующая табличка с надписью "открыть дверь на остановке", выполненнная рельефно-выпуклыми буквами и рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Другие тактильные информирующие таблички или наклейки с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля в транспортных средствах категорий М2 и (или) М3, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок, не размещаются.
6.8. В случае наличия в транспортном средстве указателей мест для пассажиров, данные указатели должны быть выполнены рельефно-выпуклыми буквами или цифрами контрастной окраски.
6.9. Для обеспечения доступности для инвалидов по зрению транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки по муниципальным, межмуниципальным, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок должны быть оснащены техническими средствами радио-информирования и звукового ориентирования, обеспечивающими:
а) передачу по радиоканалам на носимые устройства инвалидов по зрению (специализированные абонентские устройства и стандартные мобильные устройства с сенсорным экраном, работающие под управлением операционных систем, с установленными программами экранного доступа для незрячих) о категории подъезжающего к остановочному пункту транспортного средства, номере маршрута регулярных перевозок, текущем направлении движения, наименовании конечного пункта следования по данному маршруту регулярных перевозок, о наличии низкого пола и вспомогательных посадочных устройств, а также о состоянии дверей (закрыты, посадка разрешена, состояние дверей не контролируется);
б) по получении специального радиосигнала с носимого устройства инвалида по зрению:
оповещение водителя о намерении инвалида по зрению осуществить посадку в транспортное средство;
активацию звукового сигнала ориентирования над входом в салон транспортного средства, предназначенного для посадки пассажира из числа инвалидов по зрению.".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.