Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271" (далее - проект акта, Постановление N 271), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 июня 2014 г. N ДК-П9-119пр.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является оптимизация и повышение качества оказываемой государственной услуги по аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также повышение качества подготовки экспертов.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/08-18/00083215).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 20 августа по 7 сентября 2018 года.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 12 по 18 февраля 2019 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза", ООО "Межрегиональный центр экспертизы", Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, СРО "СПАС", ООО "ИГИИС", Ассоциации саморегулируемых организаций "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации", содержащие замечания в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Проектом акта среди прочего предусматривается внесение изменений в Положение об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - Положение), утвержденное Постановлением N 271.
Подпунктом 1 пункта 2 проекта акта устанавливается безальтернативный способ подачи документов в форме электронных документов в Минстрой России с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕГПУ), в то время как действующей редакцией пункта 14 Положения также предусматривается возможность предоставления соответствующих документов почтовым отправлением. Лицо, предоставляющее документы в форме электронных документов, обязано пройти регистрацию в системе ЕГПУ, а также располагать электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Полагаем, что предлагаемое регулирование носит избыточный характер, учитывая, что процедура получения ЭЦП является платной и требует посещения удостоверяющего центра, что не может быть поддержано на стадии подачи лицом документов для прохождения аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Аналогичное замечание также представлялось в ходе проведения разработчиком публичного обсуждения проекта акта на официальном сайте, но учтено разработчиком не было. Так, в соответствии с позицией разработчика согласно части 4.6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
Согласно части 5.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документация и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в электронной форме. В связи с этим в случае предоставления Минстроем России физическому лицу права подписи заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий эксперту необходима усиленная электронная цифровая подпись для подписания соответствующего заключения.
Учитывая указанную позицию разработчика, требуется отметить, что необходимость наличия усиленной цифровой подписи возникает только у физических лиц, успешно прошедших аттестацию и получивших право подписи заключений экспертизы проектной документации. Таким образом, в отношении физических лиц, не прошедших аттестацию в установленном порядке и не получивших право подписи соответствующих заключений, фактически устанавливаемое проектом акта требование по получению цифровой подписи может носить избыточный характер.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать подпункт 1 пункта 2 проекта акта в указанной части.
2. Требуется также обратить внимание на следующие замечания в части предоставления экспертами документа о повышении квалификации.
2.1. Подпунктом 6 пункта 2 проекта акта предусматривается дополнение Положения разделом 7 "Повышение квалификации по профилю, соответствующему направлению деятельности эксперта, направление подтверждающего документа (копии диплома, свидетельства, удостоверения) о повышении квалификации". Пунктом 48 Положения в редакции проекта акта устанавливается требование, согласно которому эксперт должен пройти обязательное повышение квалификации по профилю, соответствующему направлению деятельности, и не позднее чем до истечения 3 лет с момента получения права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или с момента продления срока действия квалификационного аттестата (для экспертов, которые прошли аттестацию, переаттестацию в Минстрое России с 1 апреля 2018 года) представить в Минстрой России документ о повышении квалификации (копию диплома, свидетельства, удостоверения).
Обращаем внимание разработчика, что подпунктом "д" пункта 9 Положения в действующей редакции уже установлено требование к эксперту о прохождении повышения квалификации в соответствующей организации не реже одного раза в 3 года. Одновременно пунктом 43 действующей редакции Положения предусмотрено положение, устанавливающее ответственность эксперта за непредставление в Минстрой России подтверждающего документа (копии диплома, свидетельства, удостоверения) о повышении квалификации по профилю, соответствующему направлению деятельности эксперта
Таким образом, предлагаемое пунктами 48 и 49 Положения в редакции проекта акта регулирование в значительной части дублирует положения действующей редакции проекта акта.
2.2. Пункт 48 Положения в редакции проекта акта устанавливают обязанность эксперта предоставлять в Минстрой России документ о повышении квалификации не позднее, чем до истечения 3 лет с момента получения права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или с момента продления срока действия квалификационного аттестат (для экспертов, которые прошли аттестацию, переаттестацию в Минстрое России с 1 апреля 2018 года).
Одновременно пунктом 11 Положения в действующей редакции предусмотрено требование, согласно которому для прохождения переаттестации эксперт представляет в Минстрой России документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности, а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" Положения.
Требуется обратить внимание, что в случае, если эксперт в целях выполнения требований пункта 48 Положения в редакции проекта акта уже представил документ о повышении квалификации в Минстрой России (то есть указанный документ имеется в расположении Минстроя России), то требования пункта 11 Положения о фактически повторном предоставлении такого документа в целях прохождения переаттестации носят избыточный характер.
Аналогичное замечание так же относится к пункту 49 Положения в редакции проекта акта.
2.3. Проектом акта при установлении предусмотренных пунктами 48, 49 Положения требований о направлении в Минстрой России документов о повышении квалификации не определяется порядок (форма и способ) направления соответствующих документов.
Таким образом, в целях исключения возможных рисков в правоприменительной практике представляется целесообразным определить соответствующий порядок.
Учитывая замечания, представленные в подпунктах 2.1-2.3 настоящего заключения, представляется целесообразным доработать проект акта в указанной части.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.