Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 7 Правил продажи отдельных видов товаров" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/12-18/00086889).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 28 декабря 2018 г. по 25 января 2019 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в соответствии с данными которой замечания и предложения не поступали.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в целях необходимости инкорпорации приказа Министерства торговли СССР и Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 9 октября 1975 г. N 183/274 "Об утверждении Правил пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания" (далее - приказ N 183/274).
Проектом акта пункт 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, дополняется положением о том, что Минпромторгом России устанавливаются "правила применения средств измерений в организациях торговли и общественного питания".
Согласно данным пояснительной записки после принятия проекта акта Минпромторгом России "в установленном порядке с учетом действующего законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений будут разработаны и утверждены правила применения средств измерений в организациях торговли и общественного питания (далее - Правила). Одновременно будут признаны утратившими силу действующие в настоящее время Правила пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные приказом приказа Министерства торговли СССР и Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 9 октября 1975 г. N 183/274.
Действие Правил планируется распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю, розничные продажи товаров, в том числе на рынках, а также организации общественного питания, в том числе все виды предприятий быстрого питания, столовые, бары, кафе и рестораны всех видов (далее - организации торговли). Правила позволят регламентировать действия сотрудников организаций торговли в части использования средств измерений при осуществлении коммерческой деятельности".
Обращаем внимание разработчика на существенные изменения регулирования сферы средств измерений по сравнению с 1975 годом, когда был утвержден приказ N 183/274.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров.
Одновременно в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 102-ФЗ методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона N 102-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, в том числе при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
Приказом Минпромторга России от 18 июля 2017 г. N 2321 определен Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показатели точности измерений.
Статьей 9 Закона N 102-ФЗ определены требования к средствам измерений.
C учетом изложенного остается неясным, о каких "правилах применения средств измерений в организациях" может идти речь.
Таким образом, представляется необходимым приказ N 183/274 признать утратившим силу.
Предполагаемые к разработке в случае принятия проекта акта Правила применения средств измерений в организациях торговли и общественного питания приведут к избыточным требованиям и необоснованным затратам хозяйствующих субъектов.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.