Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=87491.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 9 января по 29 января 2019 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 11 марта по 18 марта 2019 года.
В ходе публичных консультаций были получены отзывы от МУП "Подольский троллейбус", муниципального унитарного трамвайно-троллейбусного предприятия, ГУП "Мосгортранс", не содержащие замечаний и предложений, а также от МУП "Ижгорэлектротранс", МУП г. Пятигорска Ставропольского края "Городской электрический транспорт", АО "Электротранспорт города Мурманска", изложенные в приложении к настоящему заключению.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Абзацем четвертым пункта 6 проекта акта устанавливается, что субъект транспортной деятельности городского наземного электрического транспорта (далее -ГНЭТ) или уполномоченное им лицо проводит проверки проведения ежедневного контроля технического состояния транспортных средств ГНЭТ перед выездом на линию из депо и по возвращении в депо с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
Вместе с тем в соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Учитывая изложенное, считаем проведение контроля технического состояния транспортных средств ГНЭТ по возвращении в депо избыточным и противоречащим требованиям Федерального закона N 196-ФЗ.
2. Пунктом 16 проекта акта устанавливается, что внесение изменений в конструкцию троллейбусов и трамваев и изменение параметров их технического обслуживания и ремонта осуществляются субъектом транспортной деятельности ГНЭТ по согласованию с изготовителем транспортного средства с оформлением акта о безопасности транспортного средства.
Согласно пункту 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011) действие ТР ТС 018/2011 распространяется на колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе на троллейбусы.
Вопросы внесения изменений в конструкцию транспортных средств урегулированы подразделом 4 раздела V ТР ТС 018/2011. В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) государства-члены Евразийского экономического союза (далее - Союз) обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Таким образом, дополнительные требования к внесению изменений в конструкцию троллейбусов не могут быть установлены в проекте акта.
3. В пунктах 21, 24, 152 и 153 проекта акта используется понятие "как правило".
Использование указанного термина в проекте акта может привести к неоднозначному пониманию норм, предусмотренных соответствующими пунктами проекта акта, а также к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить формулировки, предполагающие неоднозначное толкование норм проекта акта.
4. Пунктами 41, 96 и 117 проекта акта предусматривается, что водитель трамвая, троллейбуса проводит осмотр салона трамвая, троллейбуса на наличие оставленных пассажирами предметов.
Представляется, что осмотр салона трамвая и троллейбуса не относится к технической эксплуатации транспортных средств ГНЭТ, в связи с чем не подлежит регулированию проектом акта. При этом вопросы действия водителей с целью предотвращения актов незаконного вмешательства уже урегулированы законодательством в области транспортной безопасности.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить указанные нормы из проекта акта.
5. Согласно пункту 43 проекта акта каждый троллейбус, выходящий на линию, должен быть принят водителем в соответствии с проектом акта.
Вместе с тем проектом акта не установлен порядок принятия троллейбуса водителем, а также не представлено обоснования необходимости выделения отдельной процедуры принятия троллейбуса при выходе на линию.
В этой связи считаем необходимым конкретизировать требования к принятию троллейбуса водителем или исключить указанную норму из проекта акта.
6. Ряд пунктов проекта акта дублируют нормы Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
6.1. Пунктом 56 проекта акта устанавливается, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся троллейбусе должны быть включены фары дальнего или ближнего света, а в светлое время суток на движущихся троллейбусах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Указанный пункт полностью дублирует пункты 19.1 и 19.5 Правил дорожного движения, в связи с чем указанные требования уже исполняются субъектами предпринимательской деятельности.
6.2. Пунктом 60 проекта акта устанавливается, что при вынужденной длительной остановке, вызванной неисправностью троллейбуса, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в случае ее неисправности должен быть выставлен знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м от троллейбуса.
Указанный пункт дублирует нормы, предусмотренные пунктом 7.2 Правил дорожного движения.
6.3. Пунктом 66 проекта акта устанавливаются требования к буксировке троллейбуса.
Вместе с тем указанные требования дублируют нормы, предусмотренные пунктами 7.1, 7.3, 19.1 и 20 Правил дорожного движения.
Учитывая изложенное, указанные пункты проекта акта подлежат исключению.
7. Пунктом 113 проекта акта устанавливаются требования к действиям водителя во время нулевого рейса.
Вместе с тем ни в проекте акта, ни в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено определение понятия "нулевой рейс", а также не утверждены требования к нему.
В этой связи считаем целесообразным установить в проекте акта порядок выполнения нулевого рейса.
8. Пунктом 124 проекта акта утверждается, что материалы, применяемые в процессе консервации транспортного средства ГНЭТ и его элементов, должны соответствовать требованиям стандартов и эксплуатационных документов изготовителей материалов и обеспечивать сохранность транспортного средства ГНЭТ в течение срока консервации.
Предлагаемая редакция нормы проекта акта не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие стандарты имеются в виду разработчиком. В случае если подразумеваются стандарты национальной системы стандартизации, ссылки на них должны быть оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, указанная норма подлежит доработке.
9. В соответствии с пунктом 130 проекта акта транспортные средства ГНЭТ подлежат списанию, в том числе при достижении срока полезного использования.
Как отмечается субъектами предпринимательской деятельности, указанная норма несет риски необходимости списания транспортных средств ГНЭТ до истечения срока его фактически возможного использования.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" троллейбусы отнесены к четвертой группе основных средств со сроком использования свыше 5 лет до 7 лет включительно, а трамвайные вагоны к пятой группе со сроком использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Представляется, что сроки возможной эксплуатации троллейбусов и трамваев превышают 7 и 10 лет соответственно, а их замена может повлечь значительные финансовые расходы предприятий, эксплуатирующих транспортные средства ГНЭТ.
Учитывая изложенное, считаем необходимым дополнительно проработать вопрос включения истечения срока полезного использования в качестве основания списания транспортных средств.
10. Пунктом 136 проекта акта утверждается, что трамвайные и троллейбусные депо размещаются в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта или с технико-экономическим обоснованием (расчетом) развития городского пассажирского транспорта и в увязке с генеральным планом города.
Отмечаем, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка комплексных схем развития всех видов городского пассажирского транспорта. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлены требования к таким схемам, а также к технико-экономическому обоснованию (расчету) развития городского пассажирского транспорта.
При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации предусматривается утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, устанавливающих перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. При этом в соответствии с пунктом 27 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации такие программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов поселения, городского округа.
Таким образом, вопросы размещения трамвайных и троллейбусных депо урегулированы законодательством в области градостроительной деятельности, в связи с чем указанная норма подлежит исключению.
11. Пунктом 1 проекта акта устанавливается, что правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта устанавливают основные требования к техническому обслуживанию, ремонту, контролю технического состояния, выпуску на линию, движению на линии троллейбусов и трамваев, основные требования к техническому обслуживанию, ремонту и содержанию объектов инфраструктуры ГНЭТ, к которым относятся трамвайные и троллейбусные депо, преобразовательные электротяговые подстанции, контактные сети трамвая и троллейбуса, кабельные сети, сооружения и устройства сигнализации, устройства связи, путевое хозяйство трамвая.
Вместе с тем ряд норм проекта акта регулирует вопросы проектирования и строительства объектов инфраструктуры ГНЭТ. Так, пункты 139-144, 146, 149 проекта акта устанавливают требования к проектированию стоянок и территории депо, пункты 148, 151, 153, 154, 157 - 162 проекта акта - к проектированию зданий и сооружений.
При этом вопросы проектирования и строительства зданий и сооружений, в том числе стоянок, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Таким образом, указанные пункты регулируют отношения в области технического регулирования.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Учитывая изложенное, соответствующие нормы проекта акта подлежат исключению.
12. Пунктом 229 проекта акта устанавливается, что при запрещающем сигнале светофора водитель должен остановиться, водитель должен руководствоваться знаками приоритета, установленными на регулируемом перекрестке, если светофор выключен или работает в режиме желтого мигающего сигнала.
Указанные требования установлены Правилами дорожного движения и не являются предметом проекта акта.
В этой связи с целью исключения дублирования требований считаем необходимым исключить указанные нормы из проекта акта.
13. Пунктами 231 - 236 проекта акта устанавливаются требования к светофорам.
В соответствии с пунктом 2 проекта акта правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта обязательны для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования, а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) троллейбусами, трамваями, а также работниками субъектов транспортной деятельности ГНЭТ, непосредственно связанными с технической эксплуатацией транспортных средств ГНЭТ.
В этой связи указанные требования могут распространяться только на светофоры, расположенные на территории трамвайных и троллейбусных депо. Вместе с тем проектом акта не указана сфера действия предлагаемых требований к светофорам.
При этом отмечаем, что требования к размещению светофоров установлены ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р является обязательным для применения для обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанные пункты проекта акта подлежат исключению.
14. Разделом XX проекта акта устанавливаются требования к связи в организациях ГНЭТ.
При этом предлагаемые проектом акта требования не имеют специфики применения в организациях ГНЭТ, в связи с чем представляется, что указанные требования не относятся к требованиям технической эксплуатации транспортных средств ГНЭТ.
В этой связи считаем необходимым разработчику проработать целесообразность установления требований к связи в организациях ГНЭТ в проекте акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта"
Справка о результатах проведения публичных консультаций
В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1318, провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 11 марта по 18 марта 2019 года.
В ходе публичных консультаций были получены отзывы от МУП "Подольский троллейбус", Муниципального унитарного трамвайно-троллейбусного предприятия, ГУП "Мосгортранс", не содержащие замечаний и предложений, а также от МУП "Ижгорэлектротранс", МУП г. Пятигорска Ставропольского края "Городской электрический транспорт", АО "Электротранспорт города Мурманска".
Результаты проведения публичных консультаций обобщены в сводной таблице результатов проведения публичных консультаций по проекту акта.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту приказа Минтранса России
"Об утверждении Правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта"
N п/п |
Структурная единица проекта акта/отчета |
Замечания и (или) предложения |
1 |
2 |
3 |
1. |
По проекту акта в целом. |
Каждый маршрут троллейбуса должен иметь паспорт, утвержденный руководителем субъекта транспортной деятельности ГНЭТ. В паспорте указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывается руководителем службы движения субъекта транспортной деятельности ГНЭТ. Основой организации движения троллейбусов на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений троллейбусного депо. Расписание движения утверждается руководителем субъекта транспортной деятельности ГНЭТ или по его уполномочию - начальником Службы движения. Регулярным считается такое движение троллейбуса и электробуса, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него: +2 мин (опоздание) или -1 мин (нагон) на маршрутах, где интервал между троллейбусами или электробусами более 3 мин.; _1 мин. - на маршрутах с интервалом менее 3 мин. |
2. |
По пункту 4 проекта акта |
Заменить слово "книгу водителя" на "книжку водителя" и далее по тексту внести исправления (Книжка водителя трамвая, троллейбуса утверждена приказом Минтранса России от 24 августа 1994 г. N18 "о введении в действие "Книжки водителя трамвая, троллейбуса". |
Заменить слово "стаж работы водителя" на "класс и дата присвоения". | ||
3. |
По пункту 16 проекта акта |
После слов по согласованию с изготовителем транспортного средства добавить: или через проведение приемочных испытаний согласно ГОСТ 15.201. |
4. |
По пункту 34 проекта акта |
Абзац 2 пункта 34 перенести в пункт 5 последним абзацем. |
5. |
По пункту 35 проекта акта |
Изложить в следующей редакции: "допускается после производства КР или КВР". |
6. |
По пункту 41 проекта акта |
После слов диспетчеру конечной станции, добавить: "диспетчеру по выпуску или центральному диспетчеру". |
7. |
По разделу VI проекта акта |
Добавить пункт: "Каждый маршрут троллейбуса должен иметь паспорт, утвержденный руководителем субъекта транспортной деятельности ГНЭТ. В паспорте указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывается руководителем службы движения субъекта транспортной деятельности ГНЭТ". добавить пункт "Основой организации движения троллейбусов на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений троллейбусного депо. Расписание движения утверждается руководителем субъекта транспортной деятельности ГНЭТ или по его уполномочию - начальником Службы движения" |
8. |
По пункту 44 проекта акта |
Дополнить пункт: "Возвращение троллейбусов в парк производится: - после окончания работы по расписанию; - по распоряжению лица, уполномоченного субъектом транспортной деятельности ГНЭТ; - по записи в путевом листе, сделанной линейным слесарем. Въезд троллейбуса на территорию троллейбусного депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем проводится проверка троллейбуса на наличие посторонних лиц и предметов". |
9. |
По пункту 45 проекта акта |
Дополнить пункт "а при наличии повторной заявки - запись в книгу повторных заявок". |
10. |
По пункту 46 проекта акта |
Дополнить словами "книга поезда". |
11. |
По пункту 47 проекта акта |
Дополнить словами "правила пользования троллейбусом, схема троллейбусных маршрутов". |
12. |
По разделу VII проекта акта |
В пункте 62 абзац 4 вместо слов выйти из троллейбуса написать "выпрыгнуть". В пункте 65 - 2-3 раза срабатывает автоматическая защита. В пункте 66 - При недействующем рулевом управлении производится ремонт на месте. В пункте 66 исключить буксировку троллейбуса методом частичной погрузки. Скорость буксировки не более 20 км/ч. В пункте 68 дополнить "и книгу поезда". Пункт 73 перенести в пункт 5. В пункте 74 словосочетание: барабанно-колодочного тормоза заменить на слово колодочного тормоза. Добавить пункт: "Для восстановления движения троллейбусов по расписанию старший (центральный) диспетчер имеет право: а) отправить троллейбус в укороченный или удлиненный рейс; б) отправить троллейбусы по измененному пути следования; в) уменьшить время оборотного рейса за счет разрешения водителю использования нагона времени в . пути; г) изменять интервал между отправлением с конечной станции троллейбусов; д) использовать резервные троллейбусы с других маршрутов; е) менять машинные расписания между выходами; ж) сокращать продолжительность обеденных, технических стоянок в пределах допустимых норм". |
13. |
По пункту 98 проекта акта |
Дополнить пункт "по записи в путевом листе, сделанной лицом, уполномоченного субъектом транспортной деятельности ГНЭТ". |
14. |
По пункту 152 проекта акта |
Исключить последнее предложение: канавы для сварочных работ должны быть расположены в не здания. |
15. |
По приложению N 2 |
В пункте 1 "гибкая оболочка шарнирно-сочлененного вагона (гармошка) имеет разрыв" перенести в пункт 12 "Кузов". Под пункт "и" пункта 10 - исключить (дублирует п.10 (е). Пункт 13 перенести в пункт 1 "Колесные пары". |
16. |
По проекту акта в целом |
Добавить отсутствующие в проекте разделы: Техническое обслуживание трамвайных вагонов на линии п.3,4 ПТЭ трамвая, п.3,4 ПТЭ троллейбусами. Учет технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов п.3,7 ПТЭ трамвая, п.3,7 ПТЭ троллейбуса. В проекте правил отсутствуют разделы: термины и перечень НТД. |
17. |
По пункту 102 проекта акта |
Добавить в перечень "Наличие документации у водителя трамвая на линии": - Карта маршрута (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ). |
18. |
По проекту акта в целом |
Внести в правила технической эксплуатации ГНЭТ требования по организации обучения и проверки знаний настоящих правил: - для специалистов и руководителей не реже одного раза в три года; - для водителей и ремонтного персонала и лиц, связанных с предоставлением транспортных услуг пассажирам, не реже одного раза в год. |
19. |
По пункту 35 проекта акта |
Изложить в следующей редакции: "Продление срока эксплуатации троллейбуса сверх нормативного срока службы троллейбусов, а также троллейбусов, попавших в аварию, которая повлекла за собой повреждение несущих конструкций, допускается после производства ему текущего ремонта (ТР) или капитально-восстановительного ремонта (КВР) при выработке им срока эксплуатации и ресурса после предыдущего ТР. Техническое состояние единицы после ремонта должно обеспечить ее электробезопасность и безопасность движения в течении дополнительного срока эксплуатации. Определяющим фактором долговечности подвижного состава является состояние его кузова, и прежде всего рамы и каркаса. Решение о продлении срока службы подвижной единицы принимается по состоянию кузова. Дополнительный срок эксплуатации после проведения ТР устанавливается в пределах одного межремонтного пробега (между ТР). Дополнительный срок эксплуатации троллейбуса после проведения КВР устанавливается не более одного межремонтного (между КР) пробега, при замене кузова троллейбуса - не более двух межремонтных (между КР) пробегов." |
20. |
По пункту 47 проекта акта |
Исключить слова: "правила пользования троллейбусом" (Такого документа нет.) |
21. |
По таблице 3 проекта акта |
Таблица 3 пункт 2 - установить периодичность проверки износа контактного провода троллейбуса на прямых участках 1 раз в год. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.