Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства юстиции РФ "Об утверждении размеров затрат времени на производство судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Порядка применения размеров затрат времени на производство судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 04.04.2019 г.)
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее - СЭУ Минюста России), а также организационное и методическое руководство их деятельностью.
Приказом Минюста России от 22.06.2006 N 241 "Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению" утверждены нормы затрат времени на производство экспертиз в СЭУ Минюста России (далее - приказ Минюста России N 241).
Приказами Минюста России от 29.10.2013 N 199, от 29.06.2016 N 150, от 19.09.2017 N 169, от 13.09.2018 N 187 в приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" внесены изменения в части новых видов экспертиз.
Учитывая необходимость внесения существенных изменений и дополнений в приказ Минюста России N 241, Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (далее - Департамент) в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным приказом Минюста России от 28.12.2017 N 288, и пунктом 9 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, разработан проект приказа "Об утверждении размеров затрат времени на производство судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Порядка применения размеров затрат времени на производство судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" (далее - Проект приказа).
При разработке Проекта приказа был учтены предложения СЭУ Минюста России, подготовленные с учетом фактических затрат рабочего времени на экспертную работу (ознакомление эксперта с материалами дела, направление ходатайств и уведомлений, проведение экспертного исследования, оформление заключения эксперта и его передача в соответствующее структурное подразделение СЭУ) и иную прямо связанную с ней деятельность (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов экспертного исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента).
Фактические затраты рабочего времени по ряду видов судебных экспертиз в настоящее время превышают нормы, установленные приказом Минюста России N 241. Как показывает экспертная практика, превышение данных норм связано со следующим:
усложнение самого объекта исследования, в том числе включая увеличение количества свойств объектов экспертизы, которые в настоящее время могут быть и должны быть исследованы экспертом с целью решения поставленного вопроса,а также усложнения конструкции самих объектов исследования (принтеры, автомобили, большие и сложной конфигурации земельные участки, нежилые строения и т.д.);
необходимость при производстве экспертизы изучения дополнительной специальной и технической литературы с целью изучения особенностей объекта исследования;
постоянное обновление, расширение перечня нормативно-технической документации (СНиПы, ГОСТы, Руководства по эксплуатации);
усложнение методик экспертного исследования, увеличение количества методов применяемых при решении экспертных задач в целях обеспечения полноты и всесторонности исследования;
использование сложного криминалистического и специального оборудования, позволяющего решать сложные экспертные задачи, давая категоричные выводы, при этом данное оборудование более требовательно к подготовке проб, внесению данных об объекте, необходимостью моделирования ситуации или проведения натурального эксперимента;
усложнение экспертных задач, появлением новых наукоемких, требующих разноплановых (комплексных) экспертных исследований задач, требующих большего времени для их решения (ситуалогические, каузальные, преобразовательные, ретрологические и другие).
При этом в приложении N 1 Проекта приказа указаны не нормы производства судебных экспертиз, а максимально возможные временные затраты на их производство. Время производства судебных экспертиз одного и того же вида и сложности может варьироваться в зависимости от свойств объектов исследования, применяемых методик, количества вопросов поставленных на разрешение перед экспертом.
Одновременно Проектом приказа предлагается внести изменения в признаки, учитывающиеся при определении сложности судебной экспертизы, исключить деление судебных экспертиз на категории сложности (1, 2, 3), изменить затраты рабочего времени на выполнение работ по научно-методическому обеспечению судебно-экспертной деятельности СЭУ Минюста России, исключить затраты рабочего времени на научно-исследовательскую работу.
Проект приказа определяет затраты времени на производство судебных экспертиз соответствующей сложности согласно родам (видам) судебных экспертиз, а так же порядок их применения, в том числе при выполнении работ по научно-методическому обеспечению судебно-экспертной деятельности, в целях определения платы за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях в СЭУ Минюста России, а также расчета экспертной нагрузки работников СЭУ Минюста России для расчета им выплат стимулирующего характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.