Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, были соблюдены разработчиком.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 8 по 28 февраля 2019 года. Замечания и предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта акта, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений к проекту акта и сводному отчету и учтены разработчиком. Указанные предложения были учтены при подготовке настоящего заключения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта - 02/07/01-19/00088119).
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в срок с 22 по 29 марта 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования. Позиции, поступившие в ходе проведения публичных консультаций, были учтены при подготовке настоящего заключения.
По мнению разработчика, проект акта направлен на сохранение условий заключения договоров аренды лесных участков для инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в части периода предоставления понижающего коэффициента при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России считает необходимым обратить внимание разработчика на следующее.
1. Установление понижающих и повышающих коэффициентов, равно как выделение из всей совокупности арендаторов льготной их категории, не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Минэкономразвития России считает недопустимым установление общеобязательных правил для неограниченного круга лиц в подзаконном нормативном правовом акте в отсутствие прямого указания на это непосредственного в законе.
2. Установление понижающего коэффициента для определенного категории (группы) лиц обладает признаками государственной преференции. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), государственные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот и государственных гарантий.
Часть 1 статьи 19 Федерального закона N 136-ФЗ содержит перечень целей, для которых могут предоставляться государственные преференции. Вместе с тем реализация приоритетных инвестиционных проектов и поддержка крупного предпринимательства не входит в указанный перечень.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 г. N 1363 (далее - постановление N 1363) утверждены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, в настоявшее время в отношении ставок арендной платы за единицу площади лесного участка сложилась система, которая предполагает двойное применение коэффициентов: первоначально - при применении указанного выше постановления N 1363; повторно - при пользовании лесным участком в соответствии с постановлением Правительства N 310.
С учетом вышеизложенного Минэкономразвития России не поддерживает дальнейшее усложнение системы расчета итоговой стоимости платы за единицу площади лесного участка посредством применения тех или иных коэффициентов.
4. В рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Мутко от 23 января 2019 г. N ВМ-П13-423 относительно обеспечения выполнения указания Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-45 о повышении эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Минэкономразвития России осуществляется проработка вопроса об установлении единой методики расчета арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с тем, что введение такой методики потребует предварительного учета всех особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, их географического месторасположения, разного уровня плодородия почв и других особенностей, а также затронет практически все отрасли народного хозяйства, связанные с использованием земли, данный вопрос прорабатывается Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственными власти субъектов Российской Федерации. В этой связи и в целях обеспечения системного и комплексного подхода к определению стоимости аренды государственного ресурса - лесного участка считаем разработку проекта акта преждевременной.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.