Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в таблицу 11 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - проект акта), разработанный Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, были соблюдены разработчиком.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 4 по 25 марта 2019 года. По итогам публичного обсуждения замечаний и предложений в адрес разработчика не поступало.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта - 02/07/02-19/00088951).
По мнению разработчика, целью проектируемого регулирования является выделение среди арендаторов лесных участков отдельной категории пользователей лесных участков для рекреационной деятельности - некоммерческих организаций, занимающихся рекреационной деятельность.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания:
1. В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета, в качестве проблемы,на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, разработчиком определено отсутствие в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства N 310) льготных условий для арендаторов лесных участков, предоставленных для осуществления организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Обращаем внимание разработчика, что отсутствие регулирования в определенной сфере общественных отношений само по себе не является проблемой.
Кроме того, установление понижающих коэффициентов, равно как и выделение из всей совокупности арендаторов льготной их категории,не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Минэкономразвития России считает недопустимым установление общеобязательных правил для неограниченного круга лиц в подзаконном нормативном правовом акте в отсутствие прямого указания на это непосредственного в законе.
2. Установление понижающего коэффициента для определенной категории (группы) лиц обладает признаками государственной преференции. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), государственные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот и государственных гарантий.
Пункт 1 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ устанавливает перечень целей, для которых могут быть представлены государственные преференции. Среди целей стоит отметить развитие физической культуры и спорта (пп. 7), охрану здоровья граждан (пп.12) без ограничения организационного-правовой формы лиц, в отношении которых вводится данная преференция. Остается неясным, по какой причине проектируемая преференция распространяется исключительно на юридические лица, зарегистрированные в форме некоммерческих организаций.
3. Проектируемым регулированием предлагается применять понижающий коэффициент к арендаторам лесных участков, использующим их в целях осуществления рекреационной деятельности - некоммерческим организациям, видами деятельности которых являются организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Дополнительными критериями применения коэффициента будет являться площадь лесного участка - не менее 300 га и нахождение лесного участка на территории лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, а также ежегодный объем инвестиций в области освоения лесов не менее 10-кратного размера арендной платы, рассчитанной с учетом применения указанного коэффициента.
В условиях недостаточной транспарентности предлагаемых критериев Минэкономразвития России считает необходимым представить дополнительные обоснования введения указанного критерия.
Кроме того, отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 г. N 1363 (далее - постановление N 1363) утверждены коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, в настоящее время в отношении ставок арендной платы за единицу площади лесного участка сложилась система, которая предполагает двойное применение коэффициентов: первоначально - при применении указанного выше постановления (подпункт 2 пункта1 постановления N 1363); повторно - при пользовании лесным участком в соответствии с постановлением Правительства N 310 (приложение N 11 постановления). В случае принятия проекта акта исчисление ставки арендной платы будет усложнено для отдельной категории арендаторов.
4. В рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Мутко от 23 января 2019 г. N ВМ-П13-423 относительно обеспечения выполнения указания Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-45 о повышении эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Минэкономразвития России осуществляется проработка вопроса об установлении единой методики расчета арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с тем, что введение такой методики потребует предварительного учета всех особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, их географического расположения, уровня плодородия почв и других особенностей, а также затронет практически все отрасли народного хозяйства, связанные с использованием земли, данный вопрос прорабатывается Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственными власти субъектов Российской Федерации. В этой связи и в целях обеспечения системного и комплексного подхода к определению стоимости аренды государственного ресурса - лесного участка считаем разработку проекта акта преждевременной.
5. Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость оценки недополученных неналоговых доходов в бюджет от поступления арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в случае введения дополнительных понижающих коэффициентов. Указанная оценка была проведена разработчиком только в отношении одного субъекта Российской Федерации и не учитывала уже действующую систему коэффициентов, установленную постановлениями N 1363 и N 310.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.