Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 октября 2017 г. N Пр-2167 и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствие с позицией разработчика проектируемое регулирование разработано в целях совершенствования организации и осуществления государственного контроля (надзора) за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. Проектом акта предлагается, в частности, возложить на разработчика полномочия по приему от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, отчетности о результатах учета драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска разработано возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 20 февраля 2019 г. по 13 марта 2019 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=88676.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения. Однако аргументы в пользу отклонения замечаний Торгово-промышленной палаты Российской Федерации нельзя признать достаточными и в полном мере отвечающими на суть замечания.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 28 марта 2019 г. по 5 апреля 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету были получены положительные отзывы от АО "Приокский завод цветных металлов" и АК "АЛРОСА" (ПАО), а также замечания и предложения от Ассоциации "Гильдия ювелиров России".
Неучтенные замечания и предложения приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта, а также иных проектов актов, необходимость разработки которых вытекает из предлагаемого проектом акта регулирования.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены не в полном объеме.
Так, согласно представленному разработчиком сводному отчету (пункт 1.4 сводного отчета) основная проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, заключается в отсутствии отчетной информации о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, позволяющей сформировать актуальные данные об объемах и обороте рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Однако следует отметить, что в соответствии с пунктом 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 (далее - Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности), организации (в том числе Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и индивидуальные предприниматели представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения, за исключением сведений об аффинированных драгоценных металлах и монетах с содержанием драгоценных металлов, учитываемых на балансе Центрального банка Российской Федерации, по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные на этих формах.
Согласно постановлению Росстата от 14 ноября 2007 г. N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них" указанными лицами составляется отчетность по пяти формам, утвержденным в соответствии с предложениями разработчика (N 1-ДМ, N 2-ДМ (давальческое сырье), N 4-ДМ, N 2-ДМ (с приложением), N 5-ДМ), и представляется в Гохран России в установленные сроки и с установленной периодичностью.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание значительный объем показателей, содержащихся в указанных формах статистической отчетности, вызывает большое сомнение наличие в настоящее время сформулированной разработчиком в сводном отчете проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования.
Допуская, что часть утвержденных форм статистической отчетности утратили со временем свою актуальность (содержат излишние показатели, либо недостаточное количество показателей, либо отдельные показатели требуют уточнения (изменения) и т.п.) и нуждаются, в связи с этим, в доработке, сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует отчетная информация о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не представляется возможным.
По мнению Минэкономразвития России, в сложившихся условиях альтернативным вариантом достижения заявленной разработчиком цели правового регулирования может являться внесение соответствующих изменений и дополнений в утвержденные формы статистической отчетности, а также порядки их заполнения и представления, что позволит не только актуализировать статистические данные, необходимые для осуществления контрольно-надзорных мероприятий, но и существенно сократить объем трудовых и финансовых затрат на разработку и реализацию нового регулирования в этой сфере.
Также обращаем внимание, что разработчиком ни в сводном отчете ни в иных представленных материалах не раскрыта суть поручения, содержащегося в подпункте "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 октября 2017 г. N Пр-2167, что не позволяет удостовериться в наличии оснований для разработки предлагаемого проектом акта регулирования.
Между тем, необходимо иметь в виду, в соответствии с пунктом 19 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности разработчик обобщает полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей сведения и представляет сводные итоги по ним в Росстат. Таким образом, разработчик имеет непосредственный доступ к статистическим данным об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе сбора, анализа и контроля достоверности указанных в статистической отчетности значений показателей.
Учитывая отсутствие правовых оснований и (или) убедительных доводов (обоснований) для разработки предлагаемого проектом акта регулирования, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время у разработчика отсутствуют какие-либо административные препятствия для совершенствования действующих форм статистической отчетности и осуществления анализа представляемых указанными лицами отчетных данных, считаем предлагаемый разработчиком способ регулирования необоснованным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в отсутствие информации о механизме реализации проектируемого регулирования не представляется возможным установить в проекте акта наличие или отсутствие положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.