Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах""
(подготовлен МВД России 18.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" разработан во исполнение пункта 6 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 8 февраля 2019 г. N СА-П13-14пр.
В соответствии с названным пунктом протокола МВД России совместно с Минздравом России, Минпромторгом России и Росздравнадзором до 15 мая 2019 года поручено с учетом положений проекта федерального закона N 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)" представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект нормативного правового акта, предусматривающий установление возможности разработки, производства, переработки, ввоза (вывоза) наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирования наркосодержащих растений организациями независимо от их организационно-правовой формы при наличии соответствующей лицензии.
Проект федерального закона N 554026-7 разработан ФАС России, по мнению которой участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию, а особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают их неэффективность.
Названный проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
С принятием названного проекта федерального закона подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением создания унитарных предприятий:
в случаях, предусмотренных федеральным законом, актом Президента Российской Федерации, актом Правительства Российской Федерации;
в целях обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в целях осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
в целях осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с поправками к проекту федерального закона не допускается деятельность указанных выше унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственными унитарными предприятиями осуществляются следующие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:
культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности;
разработка наркотических средств и психотропных веществ, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Перечень);
распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня;
уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня, прекурсоров, внесенных в Список I Перечня, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня;
производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I Перечня, в целях изготовления аналитических образцов, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня;
изготовление аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I Перечня, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня;
переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами);
ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II Перечня (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого в соответствии с пунктом 8.1 статьи 28 данного Федерального закона);
ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Список I и Таблицу I Списка IV Перечня.
Кроме того, входящими в муниципальную систему здравоохранения муниципальными унитарными предприятиями осуществляются изготовление и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ (за исключением уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ), внесенных в Список II Перечня, при оказании медицинской помощи гражданам в Российской Федерации медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
Однако государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации направлена на установление строгого контроля за их оборотом. Одним из ее законодательно закрепленных принципов является государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом указанных средств и веществ.
Более того, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации производство наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В этой связи предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающие возможность осуществления основных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, юридическими лицами, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию либо юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наличии соответствующей лицензии, в порядке, установленном Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одновременно с этим проектом федерального закона предлагается установление запрета на приватизацию и иное отчуждение акций и долей в уставных капиталах указанных юридических лиц.
Принимая во внимание, что проект федерального закона разработан с учетом положений проекта федерального закона N 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)", вступление в силу которого планируется 1 января 2023 года, разрабатываемым проектом федерального закона предусмотрен особый порядок вступления его в силу.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.