Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения в 2019 году правил предоставления в 2012 - 2019 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 25.04.2019 г.)
Особенностью космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем, наукоемких технологий. При этом ракетно-космическая техника является источником опасностей, представляющих различные угрозы. Аварии ракетно-космической техники влекут не только тяжелые финансовые потери, но и наносят ущерб репутации Российской Федерации на международном рынке космических услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов защиты экономических интересов Российской Федерации в этой ситуации является страхование.
Страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов (далее - КА) широко используется в мировой практике и обеспечивает страховую защиту от рисков гибели ракеты космического назначения при ее пуске и выведении КА на расчетную орбиту, причинения ущерба (повреждения или гибели) КА при проведении его летных испытаний на орбите.
Правила предоставления в 2012 - 2019 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 804 (далее соответственно - Правила, постановление N 804), позволили в 2012 - 2018 годах применить страхование как инструмент экономической защиты и управления рисками при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, осуществляемых в рамках Федеральной космической программы России.
Госкорпорацией "Роскосмос" 3 ноября 2018 г. был осуществлен запуск КА "ГЛОНАСС-М" N 57 с использованием ракеты-носителя "Союз - 2.16", сборочно-защитного блока (головного обтекателя) и разгонного блока "Фрегат".
При проведении указанного запуска расходы по имущественному страхованию (в виде страховой премии) составили 201 125 тыс. рублей в соответствии с договором на оказание услуг страхования рисков при запуске космического аппарата "ГЛОНАСС-М" N 57, ракеты-носителя "Союз-2.1б", сборочно-защитного блока (головного обтекателя) и разгонного блока "Фрегат" от 1 ноября 2018 г. N 18ср0014, заключенным Госкорпорацией "Роскосмос" с АО "Страховое общество газовой промышленности" и СПАО "Ингосстрах".
Указанные расходы не были предусмотрены утвержденным финансовым планом Госкорпорации "Роскосмос" на 2018 год и не подлежат возмещению из средств федерального бюджета в порядке, установленном постановлением N 804
В 2019 году запланировано 6 запусков КА серии "ГЛОНАСС".
Расходы на выплату страховой премии составят не менее 1,74 млрд. рублей (согласно текущим страховым тарифам). Расходы на страхование данных запусков не предусмотрены к возмещению из средств федерального бюджета в порядке, установленном постановлением N 804.
Учитывая отсутствие источников финансирования данных расходов у Госкорпорации "Роскосмос", расходы, связанные со страхованием запусков, осуществляемых в интересах Российской Федерации, которые не подлежат возмещению из федерального бюджета, существенно ухудшают финансовое состояние Госкорпорации "Роскосмос".
В то же время в случае отказа от страхования данных запусков возникают имущественные риски Российский Федерации в размере стоимости производства космической техники и размер ущерба может достигнуть 22 млрд. рублей.
Так, убыток от аварии ракеты-носителя "Протон-М" с КА "ГЛОНАСС" в 2013 году превысил 5 млрд. рублей. Запуск не был застрахован, источники финансирования убытка не определены до настоящего времени.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения в 2019 году Правил предоставления в 2012 - 2019 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов" (далее - проект постановления) предлагается установить, что в 2019 году Правила применяются также при имущественном страховании рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов, которые осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы". Для этих целей проектом постановления определяется объект страхования (космический аппарат навигации) и рекомендуемый максимальный размер страхового тарифа (16%). Размер субсидии будет рассчитываться с учетом рекомендуемых максимальных размеров страховых тарифов, применяемых к ракетам-носителям с разгонным блокам при запусках космических аппаратов системы "ГЛОНАСС", предусмотренных приложением N 1 к постановлению N 804.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 607 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов в 2014 году" космический аппарат навигации был включен в перечень объектов страхования, в отношении которых страховая премия подлежит возмещению из средств федерального бюджета в порядке, установленном постановлением N 804. При этом рекомендуемый максимальный размер страхового тарифа для данного объекта страхования также установлен был в 16%.
Финансирование реализации решений, предлагаемых проектом постановления будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Госкорпорации "Роскосмос" на цели страхования рисков и ответственности при запусках и летных испытаниях космических аппаратов гражданского назначения в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России".
В связи с этим реализация проекта постановления не повлияет на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.