Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства экономического развития РФ "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291, а также пункта 2 изменений, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" и в приложения N 1, 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 декабря 2016 г. N 799"
(подготовлен Минэкономразвития России 25.04.2019 г.)
В целях решения вопроса ликвидации (сокращения) спекулятивного рынка по предоставлению сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также учитывая, что с 1 января 2019 г. предусмотрено увеличение НДС на 20 %, что в свою очередь повлечет как сокращение средств, которые остаются в распоряжении ФГБУ "ФКП Росреестра", из-за увеличения налоговых отчислений, так и увеличение накладных расходов при оказании государственных услуг, разработан приказ Минэкономразвития России "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291, а также пункта 2 изменений, которые вносятся в приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 967 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" и в приложения N 1, 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - проект приказа).
Государственная услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - предоставление сведений ЕГРН) оказывается в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Порядок предоставления услуги установлен приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (далее - Порядок предоставления сведений ЕГРН).
Размеры платы за предоставление сведений ЕГРН утверждены приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. N 291 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Приказ N 291) (приложение N 1 - тарифы за предоставление сведений ЕГРН, приложение N 2 - тарифы за предоставление сведений ЕГРН посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости).
В соответствии с положениями Порядка предоставления сведений ЕГРН заявителем могут быть выбраны следующие способы предоставления сведений ЕГРН:
в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении в органе регистрации прав или многофункциональном центре, в который представлялся запрос;
в виде бумажного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством почтового отправления;
в виде бумажного документа, составленного многофункциональным центром (далее - МФЦ) и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав;
в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом регистрации прав заявителю посредством электронной почты;
в виде электронного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов;
посредством обеспечения доступа федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Основной целью деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон 218-ФЗ) на основании приказа Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" (далее - Приказ N П/0515) Учреждение наделено полномочиями по предоставлению сведений ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется Учреждением в соответствии с Приказом N П/0515), а также в соответствии с Уставом Учреждения, утвержденным приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331 (в ред. от 13.12.2016), указанные полномочия отнесены к основным видам деятельности Учреждения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
При этом Учреждение признается плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 246 исчисляет НДС и налог на прибыль в общем порядке, что значительно сокращает средства, которые остаются в распоряжении Учреждения.
В случае предоставления сведений ЕГРН посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН в настоящее время плата в полном объеме подлежит перечислению в федеральный бюджет.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ (в редакции от 30 октября 2018 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2019 г. предусмотрено увеличение НДС до 20%, что в свою очередь повлечет как сокращение средств, которые остаются в распоряжении Учреждения, из-за увеличения налоговых отчислений, так и увеличение накладных расходов при оказании государственной услуги, поскольку увеличение НДС повлечет увеличение стоимости материальных ресурсов, потребляемых Учреждением при предоставлении услуги.
Размеры платы за предоставление сведений ЕГРН, утвержденные Приказом N 291, были установлены на основании действовавших до 1 января 2017 г. размеров платы за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 30 июля 2010 г. N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" и от 16 декабря 2010 г. N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы", по аналогичным документам с учетом индексации размеров платы на уровень накопленной инфляции за период с 2010 по 2015 год, с учетом НДС 18% (1,889 =1,6*1,18).
Необходимость индексации взимаемой платы обусловлена отсутствуем в Российской Федерации практики осуществления такой индексации ежегодно и потребностью актуализации размеров платы.
Вместе с тем, в результате проведенных аналитических и поисковых работ в российском сегменте Интернета выявлено значительное количество открытых ресурсов (сайтов), использующих получение сведений ЕГРН посредством доступа к ФГИС ЕГРН в целях получения информации, содержащейся в ЕГРН, для собственных нужд или для передачи конечному потребителю, выступая в качестве посредника.
Основной причиной существования спекулятивного рынка по предоставлению сведений ЕГРН в настоящее время является разрыв в стоимости сведений ЕГРН, предоставляемых в виде выписки ЕГРН по установленным формам, определяемой в зависимости от способа направления запроса. Указанный факт допускает возможность получения сведений ЕГРН со спекулятивными целями и их дальнейшую перепродажу с установкой стоимости за документ ниже равной или выше размеров платы, установленных действующих законодательством.
С учетом изложенного представляется целесообразным изменить подход к построению тарифов за предоставление сведений ЕГРН посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.
С целью решения вопроса ликвидации (сокращения) спекулятивного рынка по предоставлению сведений ЕГРН необходимо выравнивание тарифов за предоставление сведений ЕГРН посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН), утвержденных приложением N 2 к Приказу N 291.
При разработке проекта приказа были использованы положения следующих нормативных правовых актов:
Федерального закона от 13 июля 2015 г. 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 1, ст. 51; N 18, ст. 2484, 2495; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4198, 4237, 4248, 4284, 4287, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4767, 4771, 4796, 4829; N 48, ст. 7052; 2018, N 1, ст. 70, 90, 91);
Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2010, N 26, ст. 3350; N 45, ст. 5860; 2011, N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2125; N 23,ст. 3320; N 46, ст. 6527; 2012, N 39, ст. 5266; N 42, ст. 5715; N 51, ст. 7236; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 50, ст. 7123; 2015, N 2, ст. 491; 2016, N 2, ст. 325, 356; N 17, ст. 2409; N 28, ст. 4741; N 42, ст. 5943; N 45, ст. 6264; N 50, ст. 7100; 2017, N 8, ст. 1258).
Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в связи с изданием проекта приказа не требуется.
Проект приказа подлежит согласованию с Минфином России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.