Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа ФАС России "Об утверждении Порядка проведения антимонопольными органами наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 12 марта по 1 апреля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/03-19/00089321).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности в результате которых предложений и замечаний к положениям проекта акта получено не было.
Проект акта разработан в соответствии со статьями 14, 15, 33, 35.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), а также статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Положениями проекта акта предлагается определить правила организации и проведения антимонопольными органами наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 3 проекта акта наблюдение относится к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия антимонопольных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относится "наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы".
Вместе с этим согласно пункту 2 проекта акта предметом наблюдения проектируется проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы.
Таким образом, проектируемое регулирование значительно расширяет предмет в отношении которого могут быть проведены мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействия антимонопольных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что представляется необоснованным и противоречащим положениям статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, необходимо отметить, что мероприятие без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по наблюдению является самостоятельным мероприятием по контролю и не может являться проверкой соблюдения участниками правоотношений в сфере рекламы требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Согласно пункту 4 проекта акта наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры.
Вместе с тем ни положениями Закона N 294-ФЗ, в частности статьи 8.3, ни положениями Закона N 38-ФЗ такого условия не предусмотрено.
Полагаем, что проектируемое условие о проведении наблюдения должно быть установлено на уровне федерального законодательства, а не на уровне приказа.
3. Необходимо отметить, что пунктом 6 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Положениями проекта акта такой меры как "предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" не предусмотрено, в связи с чем полагаем необходимым ее предусмотреть.
4. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 294-ФЗ порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора). Положение о государственном надзоре в области рекламы утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1346. В связи с чем остаются неясными основания для разработки нового проекта акта, вместо внесения изменений в уже существующий акт, устанавливающий порядок осуществления государственного надзора в области рекламы.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.