Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 131 и 133 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части использования в конкурсном производстве отдельного счета для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу"
(подготовлен ФАС России 29.04.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 131, 133 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части использования в конкурсном производстве отдельного счета для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу" (далее - Проект федерального закона) подготовлен Федеральной антимонопольной службой в целях реализации Плана-графика мероприятий по совершенствованию в 2019 году законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденного 19.12.2018 N 10564п-П7.
Предлагаемые изменения предусматривают:
- исключение отдельных счетов, открытых организацией в уполномоченных банках для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, из числа счетов, подлежащих обязательному закрытию в ходе конкурсного производства;
- исключение средств, находящихся на отдельных счетах из конкурсной массы;
- списание денежных средств с отдельных счетов по распоряжению конкурсного управляющего только с соблюдением режима использования отдельного счета, установленного Законом об оборонном заказе.
Проект федерального закона направлен на повышение эффективности выполнения заданий государственного оборонного заказа и исключения излишних (избыточных) требований при банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также иных предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее- Федеральный закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Вместе с тем Федеральный закон от 29.12.2002 г. N 275 ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) предусматривает использование отдельных банковских счетов, открываемых уполномоченными банками, для проведения расчетов между государственными заказчиком, головным исполнителем и исполнителями в рамках выполнения ими государственного оборонного заказа.
Такое регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловлено особым характером отношений, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и необходимостью сохранения ресурсов, выделенных из бюджета на эти цели.
Фактически, согласно Закону об оборонном заказе, организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом ресурсы. Кредиторы такой организации, расчеты с которыми не относятся к числу операций, допускаемых частями 1 и 2 статьи 8.3, статьей 8.4 Закона об оборонном заказе, не могли иметь разумные ожидания относительно получения удовлетворения требований за счет средств, выделенных на государственный оборонный заказ. Последующее открытие в отношении исполнителя государственного оборонного заказа процедуры конкурсного производства не влечет за собой увеличение объема прав упомянутых кредиторов и не распространяет их притязания на обособленные целевые средства.
Это означает, что обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя, сохраняется и в процедурах банкротства последнего. К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона об оборонного заказа, а не общие положения пункта 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 133 Федерального закона N 127-ФЗ.
Данная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.1.22018 N 303-ЭС18-10508 по делу N А73-9795/2017.
В целях исключения дальнейших судебных споров и разбирательств представляется целесообразным принятие законопроекта в предлагаемой редакции.
Принятие Проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.