Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Роспотребнадзора "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" (далее соответственно - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/09-18/00083629).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 4 по 17 сентября 2019 года.
Согласно данным сводного отчета в рамках обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения не поступали.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан на основании части 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 27 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476.
Целью проекта акта, согласно данным разработчика, является введение проверочных листов при проведении плановых проверок должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проект акта предусматривает введение форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований при проведении плановой проверки в детских лагерях палаточного типа (далее - проверочный лист для ЛПТ) и в дошкольных образовательных организациях (далее - проверочный лист для ДОО).
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России были выявлены следующие замечания.
1. В пункте 9.40 проверочного листа для ЛПТ содержится следующий вопрос: "Соответствуют ли результаты лабораторных исследований пищевой продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям?". В качестве положений нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, предусмотрены отсылки на следующие положения технических регламентов Таможенного союза (далее - ТР ТС): статьи 7, 8 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", статья 5 ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", глава 4 ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", глава VII ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", глава V ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", статья 4 ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", глава V ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбной продукции".
Обращаем внимание, что указанными техническими регламентами установлены обязательные требования безопасности различных видов пищевой продукции, при соответствии которым она может быть выпущена в обращение на рынке.
Обращаем внимание разработчика, что обязательность соответствия пищевой продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям предусмотрена пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Cанитарно-эпидемиологические требования к различным видам продукции установлены нормативами, санитарными правилами и нормами, методическими рекомендациями.
Так, например, гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство установлены СанПиН 2.3.2.1324-03 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98.
Таким образом, в пункте 9.40 проверочного листа для ЛПТ представляется целесообразным указать корректные реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, на соответствие которым может быть осуществлена проверка "результатов лабораторных исследований пищевой продукции".
Аналогичные замечания относятся к пункту 13.1 проекта проверочного листа для ДОО.
2. Пунктом 9.41 проекта проверочного листа для ЛПТ предусмотрена оценка соблюдения требования о наличии сопроводительной документации на пищевую продукцию, находящуюся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, на этапе поступления на пищеблок, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. В качестве положений нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, указаны статьи 5.1, 5.3 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011)" (далее - ТР ТС 021/2011). Обращаем внимание, что ТР ТС 021/2011 не содержит статей 5.1 и 5.3. Вероятно, разработчик ссылается на пункты 1 и 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011.
Обращаем внимание на необходимость указания корректных отсылочных положений для указанного пункта проверочного листа для ЛПТ.
Аналогичные замечания относятся к пунктам 9.43 и 9.46 проекта проверочного листа для ЛПТ, а также к пунктам 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 проверочного листа для ДОО.
3. Пунктом 9.43 проекта проверочного листа для ЛПТ предусматривается оценка соблюдения требования к приему продукции с единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, а также дается отсылка на статьи 5.1, 5.3 ТР ТС 021/2011.
Обращаем внимание, что требование, согласно которому пищевая продукция, соответствующая требованиям технического регламента ТР ТС 021/2011, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, установлено пунктом 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011.
Таким образом, представляется целесообразным указать корректные реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, для пункта 9.43 проверочного листа для ЛПТ.
4. В соответствии с пунктом 18.6 проверочного листа для ДОО оценка соблюдения правил личной гигиены персоналом оценивается в том числе на основании ответа на вопрос, тщательно ли персонал моет руки с мылом перед началом работы, после посещения туалета, а также перед сменой вида деятельности. В качестве положений нормативных актов, которыми установлены обязательные требования к данному требованию, разработчиком определен пункт 19.4 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 N 26 (далее - СанПин 2.4.1.3049-13).
Между тем данное требование не определено пунктом 19.4 СанПин 2.4.1.3049-13.
Таким образом, представляется целесообразным исключить указанный вопрос из пункта 18.6 проекта проверочного листа для ЛПТ.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.