Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в инициативном порядке. По информации, представленной разработчиком, проект акта разработан в целях устранения несоответствия норм российского законодательства о налогах и сборах в части ставок акцизов на вина, игристые вина (шампанские) нормам Всемирной торговой организации.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 30 октября по 28 ноября 2018 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/85394 (ID проекта: 02/04/10-18/00085394). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от СРО Ассоциация виноделов "Честно", ООО Имение "Сикоры", ЗАО "Игристые вина", Ассоциации виноградарей и виноделов "Севастополь",ООО "Кубань-вино", ПАО "Абрау-Дюрсо", АО "Кизлярский коньячный завод" и от физических лиц. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 2 по 10 апреля 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от ЗАО "Игристые вина" и ОАО АПФ "Фанагория".
Также по проекту акта 16 апреля 2019 г. было проведено рабочее совещание с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества,по итогам его проведения получен отзыв от ООО "Кубань-вино".
Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при дальнейшей доработке проекта акта.
Кроме того, по проекту акта имеются следующее замечания.
1. Проектируемым подпунктом 38 части 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливается, что объектом налогообложения признаются операции по использованию винограда, принадлежащего плательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, реализованные в налоговом периоде. Также проектируемым пунктом 31 статьи 200 Кодекса предусматривается, что вычету подлежат суммы акциза, начисленные при совершении указанной операции и скорректированные на коэффициент Квд.
Однако, исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на территории Российской Федерации могут находиться в обороте не только вина, игристые вина (шампанские), виноматериалы, для производства которых используется виноград, но и такой продукт, как винный напиток.
По информации, представленной представителями винодельческой отрасли, в настоящее время винные напитки реализуются в широком ассортименте в розничной торговле и пользуются широким спросом у потребителей. Однако предлагаемым проектом акта регулированием не предусматриваются вычеты по акцизам при производстве винных напитков, несмотря на то, что при их производстве в качестве сырья также используется виноград и (или) виноматериалы, по которым проектом акта предусматривается налоговый вычет.
Во избежание негативных социально-экономических последствий и необоснованного увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков акцизов считаем целесообразным включить винные напитки в перечень видов продукции (наряду с винами, игристыми винами (шампанскими) и виноматериалами), для производства который используется виноград, и предусмотреть возможность применения налогового вычета по уплаченным акцизам за виноград или виноматериалы.
Данное замечание также касается и положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 проекта акта, в части возможности применения вычета сумм акциза, начисленных при совершении после 1 июля 2019 г. операций по реализации винных напитков.
2. В настоящее время большая часть российских винодельческих предприятий использует импортные виноматериалы при производстве вин, игристых вин (шампанского). Таким образом, отнесение к подакцизной продукции виноматериалов может привести к увеличению налоговой нагрузки на предприятия, использующие в производстве импортное сырье.
По мнению представителей предпринимательского сообщества, проект акта необходимо дополнить нормами, предусматривающими порядок применения вычета сумм акциза на виноматериалы, уплаченных при ввозе такой продукции на территорию Российской Федерации с территории иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
Кроме того, проектом акта не предусматривается возможности получения налогового вычета в размере уплаченного акциза при ввозе виноматериалов на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства винных напитков с добавлением этилового спирта. По мнению представителей предпринимательского сообщества, отсутствие права на получение вычета по указанной операции может привести к двойному налогообложению при производстве и реализации указанной продукции.
Учитывая изложенное, проект акта по данным вопросам нуждается в доработке.
3. Подпунктом "б" пункта 10 статьи 1 проекта акта устанавливается перечень документов, необходимых для применения налогоплательщикам налоговых вычетов по акцизам.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 проектируемого пункта 29 статьи 201 Кодекса налогоплательщику в зависимости от производства той или иной продукции необходимо представить копии лицензий на производство, хранение и поставки произведенного виноматериала или копии лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина и (или) игристого вина (шампанского).
По мнению Минэкономразвития России, указанное требование к лицам, совершающим операции, предусмотренные проектируемым подпунктом 38 части 1 статьи 182 Кодекса, является избыточным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указанные документы или сведения могут быть получены налоговыми органами от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в рамках действующей в настоящее время системы межведомственного электронного взаимодействия.
Учитывая изложенное, подпункт 1 и 2 проектируемого пункта 29 статьи 201 Кодекса подлежат исключению.
4. Также отмечаем, что подпунктами 3-6 проектируемого пункта 29 статьи 201 Кодекса устанавливается перечень иных документов, которые необходимо представить налогоплательщику для получения налогового вычета. К таким документам, в частности, предлагается отнести копии договоров купли-продажи и приходных накладных на приобретенный для дальнейшего использования виноград; копии накладных на внутреннее перемещение винограда; копии актов приема-передачи винограда между структурными подразделениями; копии актов списания винограда в производство; копии документов, подтверждающих факт оприходования вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, при производстве которых использовался виноград, в отношении которого производится налоговый вычет, копии документов, подтверждающих факт реализации налогоплательщиком в налоговом периоде произведенной им указанной винодельческой продукции.
Обращаем внимание разработчика, что в течение налогового периода налогоплательщиком может совершаться множество различных операций, связанных с виноградом. В этих условиях предприятия полного цикла производства будут вынуждены представлять документы по каждому движению винограда, начиная от его сбора и заканчивая реализацией произведенной из него продукции. Также такие предприятия могут реализовывать произведенный ими виноград сторонним производителям винодельческой продукции, при этом количество заключаемых договоров купли-продажи винограда может быть значительным.
В этой связи представление существенного объема документов, необходимых для получения налогового вычета, приведет к увеличению финансовых и трудовых затрат налогоплательщика. Также отмечаем, что производителями винограда зачастую являются небольшие фермерские хозяйства, которые будут вынуждены отвлечь значительную часть своих ресурсов на администрирование указанных документов.
В этой связи Минэкономразвития России считает целесообразным проработать возможность сокращения количества документов, необходимых для получения налогового вычета, либо в целом исключения обязанности по предоставлению подтверждающих документов, принимая во внимание, что все операции по приходу и использованию винограда, виноматериалов и производству вина должны отражаться в системе ЕГАИС, а первичные документы, в соответствии с требования Кодекса и нормами бухгалтерского учета, должны храниться не менее 5 лет у хозяйствующего субъекта, что позволит проверить их фактическое наличие при проведении очередной налоговой проверке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона |
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества и иными экспертами по проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
N |
Замечания и (или) предложения |
1 |
Проект нужно дорабатывать, предусмотреть вычет по импортному виноматериалу, оставшимся нереализованным винам, шампанским винам ЗГУ, ЗНМП по состоянию на 01.07.2019 г.; длительный период для получения вычета при покупке виноматериала- уплата акциза сразу при покупке, а вычет- при реализации готовой продукции. |
2 |
Редакция законопроекта по-прежнему не предусматривает никаких компенсационных вычетов по акцизу на винодельческую продукцию, изготовленную на территории России отечественными производителями из импортных виноматериалов. Данное обстоятельство создаёт для российских предприятий, работающих на импортном сырье, заведомо неконкурентные условия и ставит их в один ряд с импортерами. Принимая во внимание ограниченный объем собственной сырьевой базы, данный вопрос приобретает особую актуальность как в настоящее время, так и на ближайшую перспективу. Мы согласны, что в отношении указанной продукции размер уплачиваемого акциза должен быть выше, чем для продукции, произведенной из российского винограда. При этом, принимая во внимание имеющийся дефицит отечественного сырья, не позволяющий обеспечить в настоящее и ближайшее время потребности рынка, исчисляемый к уплате акциз на продукцию, произведенную в России, должен отличаться от установленного для импорта в меньшую сторону. В противном случае большая часть российских предприятий потеряет свою рентабельность, что в итоге может привести к их закрытию. Во избежание возможных негативных последствий, просим предусмотреть в законопроекте вычеты для винодельческой продукции, произведенной в России из импортного сырья, которые позволили бы отечественным производителям работать рентабельно. |
3 |
По тексту законопроекта в части упоминания термина "виноматериалы" нет указания на происхождение плодов, из которых они произведены. Следуя определению понятия "виноматериалы", данному в Федеральном законе N 171-ФЗ, в соответствии с которым под виноматериалами понимается спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения как ягод винограда, так и иных фруктов, приходим к выводу о распространении приведенного в законопроекте термина как на виноградные, так и на фруктовые виноматериалы. |
4 |
Учитывая предусмотренную законопроектом возможность применения компенсационного вычета на виноград при исчислении акциза на произведенные из этого винограда виноматериалы, мы исходим из того, что стоимость российских виноматериалов на рынке должна будет увеличиться на сумму акциза, которую производители виноматериалов должны будут уплатить в бюджет. При анализе законопроекта организации в своих расчетах использовали именно вышеуказанный подход. Согласно расчетам получается, что производитель российского виноматериала в результате применения вычета должен будет заплатить в бюджет акциз в размере 1 рубль с 1 литра (10 рублей с 1 декалитра). Следовательно, удорожание виноматериала на рынке (если рассматривать только в плоскости акциза) должно произойти на 10 рублей за 1 дал. При этом производитель виноматериалов при их продаже должен будет выделить в счете- фактуре покупателю акциз по предусмотренной законопроектом ставке. Сумма акциза в счете- фактуре будет 300 рублей за 1 дал (ставка по законопроекту - 30 рублей за 1 литр). Таким образом получится, что 1 дал виноматериала, который до 01.07.2019г. стоил к примеру 350 рублей, после 01.07.2019г. будет стоить 360 рублей, в т.ч. акциз 300 рублей. Возникает ситуация, при которой стоимость виноматериала за минусом акциза и НДС, будет значительно меньше его себестоимости, а в некоторых случаях иметь отрицательное значение. Это крайне негативно может влиять на достоверность данных при формировании бухгалтерской отчетности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.