Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления возможности негосударственным организациям оказывать социальные услуги в стационарной форме"
(подготовлен Минэкономразвития России 08.05.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления возможности негосударственным организациям оказывать социальные услуги в стационарной форме" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части требования об обеспечении получателя социальных услуг в стационарной форме жилыми помещениями, предусмотрев возможность получения таких услуг как в жилых, так и в нежилых помещениях.
Действующее законодательство четко определяет, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
В настоящее время социальные услуги, в том числе в стационарной форме, предоставляются не только государственными учреждениями, но и негосударственными организациями, которым запрещено осуществлять деятельность в жилых помещениях. Соответственно, предлагаемые изменения в законодательство соответствуют современным реалиям и позволят повысить конкуренцию на рынке социальных услуг, улучшить их качество.
Ограничение на размещение организаций социального обслуживания только в жилых помещениях для оказания услуг в стационарной форме влечет за собой проблему того, что все негосударственные организации социального обслуживания поставлены в ситуацию "вне закона", поскольку здания, на территории которых такие организации оказывают социальные стационарные услуги, не включены в специализированный жилищный фонд и могут быть либо нежилыми (на что установлен законодательный запрет), либо жилыми, но не входящими в состав специализированного жилищного фонда (поскольку в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов).
В СП 2.1.2.3358-16 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 г. N 69) нет четкого ограничения на размещение получателей социальных услуг только в жилых помещениях, но указано, что здания организаций полустационарного социального обслуживания могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).
Существующий запрет на размещение домов для престарелых в нежилых помещениях делает невозможным использование в целях стационарного социального обслуживания зданий бывших учреждений здравоохранения, домах отдыха, реабилитационных центров, переоборудованных гостиницах, поскольку все эти здания являются нежилыми. Деятельность на территории таких зданий повлечет административную ответственность по ст. 6.3. КоАП РФ.
Вместе с тем, даже если такие здания будут переведены в жилые либо изначально построены как жилые, то осуществление социального обслуживания на их территории повлечет для негосударственного оператора административную ответственность по ст. 6.4. КоАП РФ, поскольку предпринимательская деятельность на территории жилых помещений запрещена. Кроме того, осуществление социального обслуживания на территории жилого дома или здания будет являться нарушением и земельного законодательства, поскольку жилые помещения могут располагаться только на землях жилой застройки. Использование таких земель под дома для престарелых влечет за собой административную ответственность по ст. 8.8. КоАП РФ.
Таким образом, Федеральный закон N 442-ФЗ, предусматривая возможность оказания социальных услуг в стационарной форме силами негосударственных организаций, и одновременно с этим устанавливая требования по оказанию услуг на территории только жилых помещений, делает реализацию данной возможности неисполнимой.
Кроме того, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" запрещается предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений. Соответственно необходимо внести норму, позволяющую негосударственным организациям предоставлять услуги в стационарной форме в нежилых помещениях.
Введение указанных изменений в настоящее время является актуальным, в том числе, в рамках реализации Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 20162020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 г., N 3468п-П44, и в рамках поручения по расширению практики использования негосударственных организаций в качестве поставщиков социальных услуг (поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 13 октября 2017 г. N ОГ-П12-6783).
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.