Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства"
(подготовлен Минкультуры России 17.05.2019 г.)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2012 N 1062 "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников" (далее - Указ N 1062) ежегодно за счет средств федерального бюджета выплачиваются:
1000 денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений в размере 100 тыс. рублей
1000 денежных поощрений лучшим работникам таких учреждений в размере 50 тыс. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" (далее - Указ N 1010) ежегодно за счет средств федерального бюджета предоставляются 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства с общим объемом бюджетных ассигнований 100 млн. рублей в год.
Проект указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства" (далее - проект указа) разработан Минкультуры России в целях совершенствования следующих механизмов государственной поддержки в области культуры:
1) в отношении денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры:
Проектом указа предлагается изменить меры государственной поддержки, предусмотренные Указом N 1062, в части расширения территориального местонахождения учреждений культуры, а также увеличения размера денежных поощрений за счет сокращения их количества.
По данным Государственного информационно-вычислительного центра Минкультуры России в 2017 году число учреждений культуры, находящихся в сельской местности, составило: 125 комплексных учреждений культуры, 721 музеев, 31 259 культурно-досуговых учреждений и 27 537 библиотек. Значительная часть этих учреждений находится на территориях сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов, и в соответствии с Указом N 1062 данные учреждения культуры не могут принимать участие в конкурсе на получение денежных поощрений. Также в настоящий момент на государственную поддержку не могут рассчитывать учреждения культуры, находящиеся в малых городах. В то же время получатели денежных поощрений имеют право повторно участвовать в соответствующем конкурсе не ранее чем через пять лет. Практика показывает, что количество и уровень претендентов на денежные поощрения ежегодно снижаются.
Вместе с тем в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 отмечена необходимость поддерживать инициативы, которые позволят малым городам, населенным пунктам сохранить самобытность, по-новому раскрыть свой уникальный потенциал. Также, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, предусмотрена разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды.
Денежные поощрения предлагается выплачивать по результатам конкурса на финансовое обеспечение проектной деятельности, развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
Размер денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры (и их обособленным структурным подразделениям) предлагается установить в зависимости от численности обслуживаемого населения:
до 5 тысяч человек - в размере 1 миллиона рублей каждое;
до 20 тысяч человек - в размере 2 миллионов рублей каждое;
до 50 тысяч человек - в размере 3 миллионов рублей каждое.
Общий объем бюджетных ассигнований на выплату денежных поощрений, предусмотренных проектом указа, предлагается установить в пределах объема бюджетных ассигнований на выплату денежных поощрений, предусмотренных Указом N 1062, который составляет 150 млн. рублей ежегодно.
Указ N 1062 предлагается признать утратившим силу.
Совершенствование системы поощрений позволит благодаря увеличенной конкуренции между претендентами повысить уровень проводимых конкурсов, а также наиболее эффективно поддержать проектную деятельность лучших муниципальных учреждений культуры.
2) в отношении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства:
Проектом указа предлагается изменить меры государственной поддержки, предусмотренные Указом N 1010, в части увеличения размера грантов за счет сокращения их количества.
Гранты Президента Российской Федерации предлагается выплачивать гражданам Российской Федерации, ведущим активную творческую деятельность, организационную или научную работу в сфере литературы, культуры, искусства, образования как индивидуально, так и в организациях культуры и искусства независимо от их организационно-правовой формы, в научных и образовательных организациях за создание творческих проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального, хореографического, театрального и циркового искусства, кино, музейного и библиотечного дела, художественных промыслов и ремесел, народного творчества, образования и научных исследований, по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Общий объем бюджетных ассигнований на выплату грантов Президента Российской Федерации, предусмотренных проектом указа, предлагается установить в пределах объема бюджетных ассигнований на выплату грантов Президента Российской Федерации, предусмотренных Указом N 1010, который составляет 100 млн. рублей ежегодно.
Пункт 4 (об учреждении 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства с общим объемом бюджетных ассигнований 100 млн. рублей в год) и абзац шестой пункта 5 (о поручении Правительству Российской Федерации утвердить положение о порядке присуждения на конкурсной основе грантов) Указа N 1010 предлагается признать утратившим силу.
С целью оптимизации системы государственного управления и совершенствования механизмов государственной поддержки в области культуры проектом указа предлагается, начиная с 2020 года предоставить Общероссийской общественно-государственной организации "Российский Фонд культуры" (далее - Фонд) субсидию на проведение конкурсов и предоставление по их результатам выплат денежных поощрений и грантов.
В настоящее время Фонд является одним из наиболее значимых институтов гражданского общества в сфере сохранения и развития отечественной культуры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2016 N 581 Фонд осуществляет деятельность в целях консолидации усилий государства и гражданского общества по созданию условий для стимулирования населения к творческой самореализации, сохранения культурных ценностей, возрождения культурных традиций, обеспечения популяризации российской культуры, содействия развитию культурного потенциала субъектов Российской Федерации. Минкультуры России принимает участие в формировании основных направлений деятельности Фонда и контролирует выполнение возложенных на него задач.
На Фонд будет возложены функции по профессиональной экспертизе поступающих заявок, проведению конкурсных процедур, а также дальнейшему сопровождению проектов.
Таким образом, Фонд станет оператором денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры и грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Проектом указа предусматриваются, что Фонд должен обеспечить информационное сопровождение предоставления и выплаты денежных поощрений и грантов Президента Российской Федерации, а также прозрачность и открытость при проведении конкурсов.
При Совете Фонда будут созданы президиум Совета для оперативного решения вопросов, а также экспертные советы по разным направлениям творческой деятельности в целях проведения конкурсных отборов и независимой экспертизы заявок на предоставление денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры и грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Финансирование проведения конкурсов будет производиться в рамках существующих бюджетных лимитов Минкультуры России.
Предлагаемый механизм распределения федеральных средств упростит процедуру их доведения до непосредственных исполнителей, обеспечит оперативность принятия управленческих решений, эффективный контроль за результатами и минимизирует административные барьеры.
Реализация проекта указа предполагает внесение соответствующих изменений в следующие нормативные правовые акты:
Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры (приложение N 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 317);
Правила предоставления из федерального бюджета субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 N 758 (в части расширения целевого назначения субсидии (направления расходов), на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия). С Фондом будет заключено дополнительное соглашение в части уточнения целевого назначения субсидии (направления расходов), а также увеличения размера субсидии;
Реализация проекта указа также предполагает разработку актов, предусматривающих признание утратившими силу:
постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства";
приказ Минкультуры России от 02.04.2013 N 306 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 30";
приказ Минкультуры России от 16.08.2006 N 398 "Об утверждении Положения о Совете по грантам Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства и Положения о проведении конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства".
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
_________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.