Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По информации разработчика, содержащейся в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) регулирование, предлагаемое проектом акта, направлено на расширение доступа российских экспортеров к продуктам экспортного страхования. В настоящее время резиденты-экспортеры признаются исполнившими требование валютного законодательства Российской Федерации о репатриации денежных средств из-за рубежа при получении страховых выплат только от АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", что существенно ограничивает российским экспортерам доступ к продуктам экспортного страхования, предоставляемым иными страховыми компаниями, имеющими лицензию Банка России.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта с 22 февраля 2018 г. по 23 марта 2018 г., а также проекта акта и сводного отчета с 28 января 2019 г. по 15 февраля 2019 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=78574.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
По проекту акта и сводному отчету поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ПАО "Газпром нефть".
Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения об их учете либо о причинах отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 19 апреля 2019 г. по 26 апреля 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету были получены положительный отзыв от ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина, а также замечания и предложения от Комитета Ассоциации европейского бизнеса по страхованию и пенсионному обеспечению, ПАО "Газпром нефть" и ПАО АНК "Башнефть".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены не в полном объеме. Так, разработчиком в сводном отчете не приведена информация, свидетельствующая о существующих проблемах правоприменения регулирования в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Указанная в пункте 1.4 сводного отчета проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, касается, прежде всего вопросов существующей в настоящее время ограниченности доступа участников внешнеэкономической деятельности к услугам страхования экспортных контрактов и, соответственно, не раскрывает имеющиеся негативные эффекты применения норм законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в таких условиях.
В сводном отчете разработчиком также не дана количественная оценка субъектов внешнеэкономической деятельности, на которых будет распространяться регулирование, предлагаемое проектом акта (раздел 7 сводного отчета), что не позволяет определить масштабность существующей проблемы.
Кроме того, по нашему мнению, разработчиком недостаточно проработаны замечания и предложения, полученные им в ходе публичных обсуждений проекта акта и сводного отчета, и, соответственно, в сводке предложений приведены формальные (не убедительные) комментарии.
Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на ненадлежащее соблюдение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта акта, а также указывает на необходимость доработки проекта акта и сводки предложений с обязательным размещение данных документов на официальном сайте.
По проекту акта также имеются следующие замечания.
1. Проектируемой частью 4.3 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) предлагается установить, что организации-резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении ими получения на свои банковские счета в уполномоченных банках страховых выплат в иностранной валюте или валюте Российской Федерации от страховых организаций-резидентов по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту) и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидентам, являющимся выгодоприобретателями по таким договорам страхования, при наступлении страхового случая, при условии, что сумма страхового возмещения (страховой выплаты) не менее суммы неисполненных обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.
При этом согласно пункту 15 Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. N 964, для целей статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков должно быть не менее 70%.
Таким образом, во-первых, страховые организации, которые будут осуществлять страхование рисков, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности, изначально ставятся в неравные условия по сравнению с АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", деятельность которого регулируется Федеральным законом N 164-ФЗ.
Во-вторых, договор страхования экспортных контрактов, по нашему мнению, не должен использоваться в качестве инструмента для возмещения на законных основаниях указанным резидентам упущенной выгоды, и тем более, рассматриваться резидентами в качестве дополнительного источника извлечения прибыли. Страхование экспортных контрактов осуществляется, прежде всего, в целях компенсации понесенных резидентами затрат на исполнение предусмотренных контрактами обязательств, а не для исключения рисков не получения резидентами прибыли по таким контрактам.
В целях стимулирования страхователя осуществлять внешнеэкономическую деятельность на условиях отсрочки оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных информации и результатов интеллектуальной деятельности в том числе исключительных прав на них) с должной осмотрительностью и адекватно степени существующих рисков ведения внешнеэкономической деятельности, страхователь безусловно тоже должен нести определенное бремя финансовой ответственности (франшизу) за исполнение экспортных контрактов, размер которой в настоящее время варьируется в различных секторах экономики от 5% до 20%*(1). Данное условие, по нашему мнению, позволит обеспечить соблюдение принципа обоснованного распределения рисков между страховщиком и страхователем.
В связи с изложенным считаем, что указанные положения проекта акта нуждаются в доработке с учетом положений части 4 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ.
2. В соответствии с положениями проектируемых пунктов 31 и 32 части 1 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ регулирование, предлагаемое проектом акта, распространяется только на юридических лиц-резидентов, что ставит иные категории резидентов, и, в первую очередь, индивидуальных предпринимателей, в неравное положение.
По мнению Минэкономразвития России, проект акта в этой части нуждается в доработке.
3. В соответствии с проектируемой частью 4.3 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации вправе сформировать перечень страховых организаций-резидентов, которые в целях исполнения обязанности резидента по репатриации валютной выручки не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному резидентом с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту) за переданные нерезиденту товары, неисполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
При этом проектом акта не установлен порядок формирования данного перечня, а также его размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, проектом акта не урегулированы вопросы, касающиеся правовых последствий для резидентов, заключивших договора страхования рисков, связанных с репатриацией выручки в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, исключения (включения) страховых компаний-резидентов в указанный перечень в течении срока действия договора страхования, что может привести к рискам необоснованного привлечения резидентов к предусмотренным мерам административной ответственности.
В этой связи считаем, что проект акта в данной части подлежит доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Данные представлены Комитетом Ассоциации европейского бизнеса по страхованию и пенсионному обеспечению
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.