Пояснительная записка к проекту Федерального закона Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 23.05.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 01.01.004.011 Плана мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 г. (Протокол N 6).
Указанный план мероприятий предполагает введение возможности владения, пользования и распоряжения объектом исключительного права соправообладателями исключительного права, а также уточнение ответственности за нарушение прав соправообладателей исключительного права на объект исключительного права.
В современной цифровой экономике множественность лиц на стороне правообладателя является достаточно распространенной ситуацией, что обуславливается созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (прежде всего, высокотехнологичных) несколькими лицами. Интересы таких лиц часто могут не совпадать, что приводит к высокому уровню конфликтности общественных отношений в данной сфере. Вместе с тем недостижение согласия между лицами на стороне правообладателя негативно сказывается не только на реализации коммерческих планов, но и на экономических процессах в целом. Подобная ситуация затрудняет использование современных научно-технических разработок и ослабляет защищенность интересов авторов. Указанные обстоятельства приводят к необходимости установления в законодательстве специальных норм, регулирующих общественные отношения при совместном правообладании объектами исключительных прав.
В настоящее время существует неопределенность в правовом регулировании относительного того, возможно ли образование долей в исключительном праве и свободное распоряжение ими, что ущемляет интересы не только правообладателей, но и третьих лиц, желающих участвовать в развитии технологии в обмен на предоставление им доли в исключительном праве на созданные или модернизированные объекты. Как следствие возникает необходимость правового регулирования возможности свободного распоряжения своим активом с одновременным учетом интересов иных правообладателей.
Целью законопроекта является установление нормативных положений, обеспечивающих возможность образования долей в исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и их участия в гражданском обороте, введение правовых механизмов защиты интересов правообладателей при распоряжении долями в исключительном праве одним из правообладателей, а также учет интересов иных участников гражданского оборота, которые вступают в отношения с правообладателями.
Законопроектом предусматривается, что доли в исключительном праве могут возникать в случаях, предусмотренных законом (например, при наследовании) или сделкой (например, в случае отчуждения исключительного права нескольким лицам или на основании соглашения правообладателей).
Законопроект также устанавливает общие положения, относящиеся к определению перехода доли в исключительном праве к третьим лицам или остальным правообладателям.
Законопроектом предлагается следующая общая схема: каждый правообладатель имеет возможность самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему долей (частью доли, если возможность ее образования вытекает из закона или соглашения между правообладателями), при этом остальные правообладатели имеют преимущественное право приобретения такой доли (части доли) в случае ее отчуждения или обращения взыскания на нее. Указанная схема аналогична той, которая сейчас действует применительно к долевой собственности и доле в уставном капитале юридического лица. При этом законопроект вводит ограничения на распоряжение такой долей способами, которые могут ущемить интересы остальных правообладателей при отсутствии у них возможности воспользоваться преимущественным правом приобретения доли (передача в залог, внесение в уставный капитал юридического лица, внесение в качестве вклада в простое товарищество). В таких случаях распоряжение долей в исключительном праве должно осуществляться только с согласия остальных правообладателей. Как представляется, такой подход позволит существенным образом расширить возможности экономической эксплуатации интеллектуальной собственности и одновременно обеспечит интересы всех правообладателей.
Для случаев перехода долей в исключительном праве на регистрируемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации законопроектом предусматриваются особые правила, направленные на усиление защищенности их оборота. Такой переход доли в исключительном праве должен регистрироваться в государственных реестрах по аналогии с регистрацией перехода исключительного права (статья 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решая вопрос об определении доли в исключительном праве каждого из правообладателей, законопроект устанавливает, что по общему правилу доли правообладателей в исключительном праве признаются равными, если иное не следует из закона или соглашения правообладателей. Таким образом, законопроект исключает необходимость для правообладателей в каждом случае определять размер долей в исключительном праве. В то же время законопроект предоставляет правообладателям возможность самостоятельно распределить между собой доли в исключительном праве, ввести в состав правообладателей нового участника и т.д.
Законопроектом предусматривается, что сведения о размере долей в исключительном праве на регистрируемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации должны вноситься в государственные реестры.
Согласно законопроекту правообладатели должны нести расходы, необходимые для сохранения действия исключительного права (в частности патентные пошлины), соразмерно размеру их долей.
Особый блок норм законопроекта предусматривает правила, относящиеся к охране прав на соответствующую интеллектуальную собственность. Законопроектом устанавливается, что в целях сохранения действия исключительного права каждый правообладатель вправе принимать соответствующие необходимые меры (что подразумевает, в частности, уплату пошлин и восстановление действия патента). Законопроект определяет, что в случае самостоятельного принятия одним из правообладателей мер по защите исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и взыскания убытков или компенсации в полном объеме, такой правообладатель должен распределить полученное среди остальных правообладателей.
Согласно законопроекту все правообладатели должны быть уведомлены о принятых одним из правообладателей мерах защиты и необходимых мерах по сохранению действия исключительного права.
Законопроектом предусматриваются некоторые особенности регулирования в отношении распоряжения исключительным правом на товарный знак. Учитывая специфику данного объекта интеллектуальных прав, законопроектом устанавливается ограничение на образование долей в исключительном праве на товарный знак, а в случае возникновения таких долей, на самостоятельное использование товарного знака несколькими правообладателями или распоряжение долями в исключительном праве, в случае если это может привести к введению потребителей в заблуждение.
В целях обеспечения коммерциализации интеллектуальной собственности законопроект предусматривает возможность обнародования любым из правообладателей фонограммы, базы данных и (или) произведения (при условии соблюдения права авторов на обнародование).
Принятие законопроекта позволит обеспечить возможность участия долей в исключительном праве в гражданском обороте в целях расширения оборота объектов интеллектуальной собственности в целом и увеличения инвестиций в сфере интеллектуальной собственности в частности. Кроме того, законопроект ориентирован на усиление защиты прав соправообладателей через механизм преимущественного права на приобретение долей в исключительном праве в случае распоряжения ими, а также обеспечение стабильности оборота объектов интеллектуальной собственности за счет установления для участников гражданского оборота определенных правил поведения, учитывающих зарубежный опыт и мировые тенденции за счет внесения соответствующих сведений в государственные реестры.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.