Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФСБ России 29.05.2019 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов" (далее - законопроект) предусмотрена поручением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. N АГ-П11-733.
За нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море (далее - морские пространства), частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) предусмотрена административная ответственность, которая влечет назначение штрафа в зависимости от стоимости добытых водных биоресурсов.
В случаях выявления пограничными органами в морских пространствах нарушений правил и требований, регламентирующих рыболовство, не связанных с изъятием водных биоресурсов из среды их обитания (в 2018 г. - 4950 случаев, в 2017 г. - 3561 случай), правонарушители в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство", привлекаются к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП России.
Вместе с тем диспозиция части 2 статьи 8.37 КоАП России не распространяется на правонарушения, совершенные в морских пространствах (действует только во внутренних водоемах Российской Федерации и Каспийском море), и предусматривает ответственность лишь за нарушение Правил рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов без учета требований, установленных Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В целях устранения имеющихся коллизий необходимо внесение изменений в статью 8.17 КоАП России в части установления административной ответственности за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство, не связанных с изъятием водных биоресурсов из среды их обитания. При этом санкцию за данное правонарушение установить равной санкции части 2 статьи 8.37 КоАП России.
Для незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов в качестве орудий совершения правонарушений нередко используются морские рыболовецкие суда, не занесенные ни в один морской регистр стран мира либо плавающие под "удобным" флагом стран Африки и островных государств Океании, что не позволяет установить реального собственника судна.
В целях эффективного противодействия незаконному промыслу водных биоресурсов, в том числе путем сокращения "браконьерского" флота, целесообразно по аналогии с правонарушениями в области таможенного дела внести дополнения в часть 4 статьи 3.7 КоАП России о конфискации орудий совершения административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение по статье 8.17 КоАП России.
Для создания условий пресечения правонарушений в области рыболовства необходимо увеличить до одного года сроки давности привлечения к административной ответственности за связанные с ними нарушения правил пересечения государственной границы на море, а также расширить перечень правонарушений, по которым разрешено применение мер обеспечения в виде задержания и ареста судов.
При производстве по делам об административных правонарушениях в сфере рыболовства назначаются многочисленные экспертизы, сроки которых зачастую выходят за двухмесячный срок административного расследования, что позволяет правонарушителям избежать ответственности. В целях полного и объективного административного расследования необходимо увеличить его сроки до шести месяцев.
Осуществление мероприятий по реализации указанного федерального закона не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами исполнительной власти, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.