Проект Приказа МЧС России и Минкомсвязи России "Об утверждении Положения о системах оповещения населения"
(подготовлен МЧС России 29.05.2019 г.)
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.
2. Отменить Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376.
Министр Российской Федерации |
Е.Н. Зиничев |
Министр цифрового развития, связи |
К.Ю. Носков |
Приложение
к Приказу МЧС России,
Минкомсвязи России
от ___ _______ 20__ г. N ___/___
Положение о системах оповещения населения
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 66 Федерального Закона "О связи" и статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 24, ст. 3479), от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448), от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837), Законом от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52 (Часть V), ст. 7611), от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6454), постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5749), от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6600), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) для обеспечения оповещения населения, проживающего и (или) работающего на территории Российской Федерации (далее - население).
2. Положение определяет назначение и задачи систем оповещения населения, а также мероприятия по их созданию, поддержанию в постоянной готовности и использованию.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
4. Система оповещения населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее - система оповещения населения) - это организационно-техническое объединение сил и средств оповещения и связи, сетей связи, включая сети связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее - сеть связи телерадиовещания), предназначенных для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее - сигналы оповещения и экстренная информация) до населения, органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
6. Системы оповещения населения создаются:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - местная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - местная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения и объектовая система оповещения.
Границами зон действия региональной и местной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, которые могут причинять вред жизни и здоровью людей, находящихся как на территории опасного производственного объекта, так и проживающих или осуществляющих хозяйственную деятельность за его пределами.
Границами зоны действия объектовой системы оповещения являются границы территории объекта (организации).
7. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
8. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон опасных природных явлений и техногенных процессов, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Создание, совершенствование (развитие) и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. Системы оповещения населения, в том числе КСЭОН должны соответствовать основным требованиям, изложенным в приложении N 1 к настоящему Положению.
На все системы оповещения населения, в том числе КСЭОН на этапе ввода в эксплуатацию, оформляется документация в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 2 к настоящему Положению.
II. Предназначение и основные задачи систем оповещения населения
11. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил ГО и РСЧС.
12. Основной задачей региональной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации;
территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - территориального органа МЧС России);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
13. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
населения, находящегося на территории соответствующего муниципального образования.
14. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей опасный производственный объект и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне воздействия поражающих факторов опасного производственного объекта;
дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, находящегося в зоне действия локальной системы оповещения.
15. Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации оповещения до руководителей и персонала объекта и людей, находящихся на территории объекта.
16. Основной задачей КСЭОН является экстренное оповещение:
каждого человека, находящегося на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня, в целях принятия неотложных мер по защите населения.
III. Порядок использования систем оповещения населения
17. Использование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, а также планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, муниципального и объектового уровня.
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
18. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят их до руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС.
19. Решение на задействование системы оповещения принимается руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций и введение режимов функционирования РСЧС соответственно:
региональной системы оповещения - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
муниципальной системы оповещения - руководителем органа местного самоуправления (главой местной администрации);
локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
объектовой системы оповещения - руководителем организации (собственником объекта).
КСЭОН задействуется от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов в автоматическом режиме либо автоматизированном по решению руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации (собственника объекта) в ведении которых находится соответствующая КСЭОН).
20. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, в зависимости от условий угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
Автоматический режим функционирования - режим, в котором системы оповещения населения включаются по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения вышестоящего уровня управления или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных служб, ответственных за включение систем оповещения населения.
Автоматизированный режим функционирования - режим, при котором включение системы оповещения населения осуществляется соответствующей дежурной службой, ответственной за включение системы оповещения населения с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных команд и распоряжений.
Ручной режим функционирования - режим, при котором:
включение средств оповещения осуществляется уполномоченными должностными лицами постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций непосредственно с мест установки оконечных средств оповещения;
операторы связи, по заявке органов повседневного управления РСЧС обеспечивают передачу пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
задействуются мобильные средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения, объектовых систем оповещения и КСЭОН.
Допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
Ручной режим функционирования в системах оповещения населения используется при отсутствии автоматизированных программно-технических средств оповещения.
21. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание Всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и акустических громкоговорителей длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и государственных организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудио-визуальных сообщений длительностью не более 5 минут. Допускается 3-кратное повторение этих сообщений.
Редакции средств массовой информации по обращению федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с территорией распространения средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) экстренную информацию.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача, с целью экстренного оповещения населения, кратких аудио и (или) аудио-визуальных сообщений способом прямой передачи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
22. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических и электронных сирен;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети эфирного УКВ радиовещания;
сети эфирного цифрового телерадиовещания;
сети кабельного телевещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
сеть "Интернет";
мобильные средства оповещения.
Использование сетей связи телерадиовещания является основным способом передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации.
23. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, а также соглашениями, регламентами, инструкциями, заключенными (принятыми, утвержденными) уполномоченными должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций соответственно.
24. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС и операторы связи проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
25. Поддержание региональных, муниципальных, локальных и объектовых систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и организациями, в том числе эксплуатирующими опасные производственные объекты соответственно.
26. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием и соответствием нормативных правовых актов в области создания, поддержания в готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием оперативного дежурного персонала, отвечающего за задействование систем оповещения населения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств систем оповещения населения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием потребностям и обеспечением готовности к использованию резерва средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по совершенствованию (модернизации) систем оповещения населения.
27. С целью контроля за поддержанием в готовности к использованию по предназначению систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения;
технические проверки готовности систем оповещения населения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;
внеплановые проверки готовности систем оповещения населения к задействованию.
В субъекте Российской Федерации, при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения, проверке подлежат региональная, все муниципальные, локальные и объектовые системы оповещения, включая КСЭОН (в составе данного субъекта Российской Федерации).
Комплексные проверки готовности систем оповещения населения проводятся не реже одного раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, территориального органа МЧС России, а также операторов связи, организаций, осуществляющих вещание и редакций средств массовой информации, задействуемых при оповещении населения.
В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего положения, а также положений о системах оповещения населения регионального, муниципальных и объектовых уровней в субъекте Российской Федерации.
Порядок и периодичность проведения проверок готовности систем оповещения населения определяется положениями о системах оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании, организации) согласованными с организациями, задействованными для обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
По результатам комплексной проверки состояния готовности системы оповещения населения оформляется Акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
Технические проверки готовности региональных, местных, локальных и объектовых систем оповещения, в том числе КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения населения дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС совместно с дежурными службами операторов связи и организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки.
Внеплановые проверки готовности систем оповещения населения проводятся без включения оконечных средств оповещения населения при введении повышенной готовности РСЧС, а также по отдельному решению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (территориального органа МЧС России), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения не допускается.
28. Проведение проверок систем оповещения населения, а также мероприятий по их созданию, поддержанию в готовности и совершенствованию осуществляются в соответствии с методическими документами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованными с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
29. Порядок и сроки проведения эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения определяются Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, разрабатываемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
30. Номенклатура и объем резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами управления РСЧС (организациями).
Расчет номенклатуры, объемов и условия хранения резервов технических средств оповещения населения осуществляются в соответствии с методическими документами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
31. Создание и совершенствование (модернизация) систем оповещения населения региональных, местных и локальных систем оповещения населения осуществляется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты в целях повышения эффективности оповещения населения.
32. Порядок создания и совершенствования (модернизации) систем оповещения населения определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных (объектовых) системах оповещения соответственно.
Их создание и совершенствование (модернизация) осуществляются на основе комплексов технических средств оповещения, отвечающих требованиям нормативных правовых документов.
Создание, поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и совершенствование объектовой системы оповещения осуществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.
33. Методическое руководство, координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения осуществляют территориальные органы МЧС России.
Приложение N 1
к Положению о системах оповещения населения
Основные требования
к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения
1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения:
прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения вышестоящего уровня;
управление, не менее чем с трех центров (пунктов) оповещения регионального (муниципального) уровней, одного - двух центров (пунктов) оповещения объектового уровня в соответствии с установленной системой приоритетов;
взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление центров (пунктов) оповещения одного уровня о задействовании системы оповещения;
автономное (децентрализованное) управление местными, локальными и объектовыми системами оповещения, в том числе КСЭОН;
автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения;
обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах;
подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем и технических средств оповещения;
формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, учебный, проверочный);
оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;
приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящих инстанций по отношению к нижестоящим;
документирование на электронном носителе и печатающем устройстве процесса оповещения и действий оперативного дежурного;
контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;
защита от несанкционированного доступа.
Функциональные свойства технических средств объектовых систем оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
2. Требования к показателям назначения:
а) время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматическом и автоматизированном режимах не должно превышать 5 мин.;
б) время прохождения сигналов оповещения (управления):
в региональном звене - не более 12 сек.;
в местном и объектовом звене - не более 8 сек.;
в) включение электрических, электронных сирен и акустических громкоговорителей для передачи сигнала оповещения "Внимание Всем!" должно сопровождаться их звучанием изменяющихся тональности (от 300 до 600Гц) и амплитуды звучания (от минимума до максимума);
г) диагностирование состояния технических средств оповещения в системе, в том числе каналов управления, должно обеспечиваться:
автоматическим контролем состояния, с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 мин.;
передачей контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей сети, так и выборочно, по установленному в ходе эксплуатации системы оповещения графику, но не реже одного раза в сутки.
3. Требования к надежности:
а) надежность (коэффициент готовности одного направления оповещения):
для объектового и местного звена оповещения Кг не менее 0,995;
для регионального звена оповещения Кг не менее 0,999;
б) живучесть (вероятность живучести одного направления оповещения):
для объектового и местного звена оповещения Рж не менее 0,95;
для регионального звена оповещения Рж не менее 0,99.
4. Требования к информационному обеспечению:
основой информационного обеспечения системы оповещения населения должны быть территориально разнесенные базы данных и специальное программное обеспечение, включающие информацию об элементах системы, порядке установления связи, оповещаемых абонентах, исполнительных устройствах своего и подчиненных уровней управления с использованием единых классификаторов объектов, свойств и признаков для описания всех информационных ресурсов;
состав, структура и способы организации данных должны обеспечивать наличие всех необходимых учетных реквизитов объектов оповещения, разбиение информации по категориям и независимость представления данных об объектах оповещения от других функциональных подсистем;
информационный обмен между компонентами системы должен обеспечиваться средствами межведомственной сети связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) абоненту или центру (пункту) оповещения;
при информационном взаимодействии со смежными системами должна обеспечиваться полная автономность программных и аппаратных средств системы оповещения, независимость подсистемы приема/отправки команд и информации оповещения от изменения категории информации, способов хранения и режима работы (автоматическом или ручном).
5. Требования к сопряжению:
все системы оповещения населения должны программно- и технически сопрягаться;
при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения) определяемый Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
КСЭОН должна иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля на всех уровнях;
сопряжение региональной системы оповещения населения с муниципальными системами оповещения населения обеспечивается уполномоченным органом управления субъекта Российской Федерации;
сопряжение систем оповещения объектового уровня с муниципальными (региональными) системами оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей объект.
На объектовом уровне, кроме сопряжения систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, необходимо обеспечить их сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (далее - СОУЭ). Запуск систем оповещения должен осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом режиме. Объектовая система оповещения может быть совмещена с СОУЭ.
В случае, если действующим законодательством предусмотрена возможность подключения оборудования системы оповещения к сетям связи операторов, оказывающих услуги связи для целей телерадиовещания, такое оборудование должно иметь соответствующие стандартные интерфейсы, протоколы обмена информацией.
6. Требования к защите информации:
в системах оповещения населения, в том числе используемых в этих системах каналах (сетях) связи должны выполняться Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденными приказом ФСТЭК России от 14.04.2014 N 31;
в региональных системах оповещения и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17;
региональные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
местные, локальные и объектовые системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
7. Требования к средствам оповещения:
компоненты систем оповещения населения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования";
стандартизация и унификация технических средств оповещения должна обеспечиваться посредством использования серийно выпускаемых средств вычислительной техники повышенной надежности и коммуникационного оборудования, используемого в мультисервисных сетях связи нового поколения;
программное обеспечение в региональных и местных системах оповещения должно отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
для текущего ремонта технических средств оповещения должны использоваться одиночные и групповые комплекты ЗИП.
8. Требования электробезопасности:
технические средства системы оповещения должны обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при установке, эксплуатации, техническом обслуживании и устранении неисправностей;
токоведущие составные части технических средств системы оповещения должны быть надежно изолированы и не допускать электрического замыкания на корпус, их корпуса должны быть заземлены в соответствии с указаниями, изложенными в эксплуатационной документации на технические средства оповещения;
электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для электромеханических сирен источники автономного питания не предусматриваются).
Сохранность информации в системе оповещения должна обеспечиваться при отключении электропитания (в том числе аварийном), отказах отдельных элементов технических средств оповещения и авариях на сетях связи.
9. Требования к размещению стационарных средств оповещения:
технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях, на площадях, территориях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала;
технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений) должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах, соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии. Их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей;
установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.
10. Требования к мобильным средствам оповещения:
технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости и соответствующего климатического исполнения;
подвижные технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
технические средства оповещения должны обеспечивать, с помощью мощных акустических средств, подачу сигнала "Внимание Всем!" и передачу речевых сообщений;
передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона, либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.
Приложение N 2
к Положению о системах
оповещения населения
Форма 1
ПАСПОРТ
(региональной/муниципальной) системы оповещения населения ____________________________________________________________________ _____
(наименование субъекта Российской Федерации /муниципального образования)
по состоянию на 01.01.20___г.
Наименование и шифр региональной (муниципальной) системы оповещения населения (далее - система оповещения) субъекта Российской Федерации _______________.
Год ввода системы оповещения в эксплуатацию _____ (Нормативный документ _______ N __от___.___.____).
Установленный срок эксплуатации системы оповещения ____(лет).
Превышение эксплуатационного ресурса ____(лет).
1. Охват населения
1.1. Охват населения средствами оповещения
Населенные пункты (муниципальные образования) |
Всего населенных пунктов (муниципальных образований) |
Всего местных СО |
Количество неработоспособных местных СО |
Количество местных СО включенных в РСО |
Проживает населения тыс., чел. |
Охват населения |
|||||
Всего |
Техническими средствами автоматизиро- ванной СО за 5 мин. |
Всеми имеющимися средствами оповещения за 30 мин. |
|||||||||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
||||||
Городские округа (в т.ч. города областного подчинения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сельские поселения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Охват населения различными средствами оповещения, в %
Населенные пункты (муниципальные образования) |
Электросиренами, в т. ч. мощными акустическими системами |
Проводным вещанием |
Радио-вещанием |
Теле- вещанием |
Сотовой связью |
Всего,(%) |
Городские округа в т.ч. города областного подчинения) |
|
|
|
|
|
|
Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения) |
|
|
|
|
|
|
Сельские поселения |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
1.3. Охват населения локальными системами оповещения организаций, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, гидротехнические сооружения высокой опасности и др.
Характеристика опасных объектов |
Всего ПОО |
Создано ЛСО |
ЛСО, сопряженных с РСО |
Проживает населения в зоне ответственности опасных объектов (тыс. чел.) |
Количество населения, охваченного средствами ЛСО |
|||
ед. |
% |
ед. |
% |
тыс. чел. |
% |
|||
Опасные производственные объекты I класса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Опасные производственные объекты II класса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Особо радиационно-опасные производства и объекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ядерно-опасные производства и объекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гидротехнические сооружения чрезвычайно высокого класса опасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гидротехнические сооружения высокого класса опасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Химически опасные объекты 3 и 4 класса и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Охват населения в зонах, подверженных угрозам природного и техногенного характера, комплексными системами экстренного оповещения населения (КСЭОН)
Зоны экстренного оповещения
Критерий отнесения |
Всего |
Проживает населения в зоне (тыс. чел.) |
Количество населения в зоне, охваченного КСЭОН (тыс. чел.) |
Создано КСЭОН |
Введено КСЭОН в эксплуатацию |
Сопряжено КСЭОН с РСО |
Всего необходимо систем мониторинга в зонах ЭОН (в соотв. С ПСД) |
Введено систем мониторинга в зонах ЭОН в эксплуатацию |
Сопряжено систем мониторинга в зонах ЭОН с КСЭОН |
Примечание |
Метеорологические и агрометеорологические опасные явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геологические опасные явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геофизические опасные явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Извержения вулканов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Морские гидрологические опасные явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гидрологические опасные явления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природные (ландшафтные) пожары |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техногенного характера (согласно ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02. 1998 N 28) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Охват населения средствами ОКСИОН
Населенные пункты (муниципальные образования) |
Всего населенных пунктов |
Проживает населения (тыс. чел.) |
Населенных пунктов, оснащенных ОКСИОН |
Охват населения средствами ОКСИОН, тыс. чел. / % |
|
в дневное время |
в ночное время |
||||
Городские округа (в т.ч. города областного подчинения) |
|
|
|
|
|
Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения) |
|
|
|
|
|
Сельские поселения |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
1.6. Наличие систем оповещения в местах массового скопления людей:
всего необходимо___________, имеется __________,
в том числе:
на автомобильных вокзалах необходимо ___________, имеется _________;
на железнодорожных вокзалах необходимо ___________, имеется _________;
на стадионах необходимо ___________, имеется _________;
в других местах (крупных рынках, зрелищных объектах и т.д.) необходимо ___, имеется ___________.
2. Техническая характеристика системы оповещения.
2.1. Тип технических средств оповещения, используемых в системе оповещения (перечислить):
_______ ___________________________________________________________.
2.2. Обеспечение автоматизированного управления системой оповещения (да/нет):
из административного центра субъекта РФ___________ (указать название и принадлежность пункта управления);
из загородной зоны субъекта РФ __________;
с подвижного пункта управления ___________.
2.3. Количество используемых в системе оповещения оконечных средств оповещения
Населенные пункты (муниципальные образования) |
Электросирен/мощных акустических устройств |
||
включенных в автоматизированную СО |
не включенных в автоматизированную СО (с ручным управлением) |
неисправных сирен/мощных акустических устройств |
|
Городские округа (в т.ч. города областного подчинения) |
|
|
|
Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения) |
|
|
|
Сельские поселения |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
2.4. Места установки АРМ оконечных комплектов аппаратуры оповещения
Место установки |
Всего мест |
Рабочие места оперативных дежурных служб, где аппаратура установлена |
Тип аппаратуры |
ЦУКС |
|
|
|
ПУ руководителя субъекта РФ |
|
|
|
ЕДДС |
|
|
|
подразделения ФПС (ГПС) |
|
|
|
Региональный РТПЦ |
|
|
|
Аппаратная радиотелевещания ГТРК субъекта РФ (частной ТРК) |
|
|
|
РОВД |
|
|
|
ГОВД |
|
|
|
РВК |
|
|
|
РУЭС |
|
|
|
другие места (указать какие) |
|
|
|
2.5. Электронные средства массовой информации, используемые в системе оповещения (кол. ед.)
|
Радиотрансляционная сеть |
Радио- вещательные станции |
Телеви-зионные станции |
||||
Узлы проводного вещания |
Радио-трансля-ционные точки |
Уличные громкоговорители |
УКВ |
СВ (КВ) |
|||
Автоматизи-рованные |
не автома-тизированные |
||||||
Регионального вещания |
|
|
|
|
|
|
|
Местного вещания |
|
|
|
|
|
|
|
Городские округа (в т.ч. города областного подчинения) |
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные районы (в т.ч. райцентры, городские поселения) |
|
|
|
|
|
|
|
Сельские поселения |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
2.6. Обеспечение перехвата каналов теле и радиовещания:
в автоматизированном режиме (отдельно перечислить наименования каналов теле и радиовещания)_________________________________________;
из студий вещания (отдельно перечислить наименования каналов теле и радиовещания)____________________________________________________.
2.7. Резерв средств оповещения.
2.7.1 Наличие резерва стационарных средств оповещения (указать тип, количество технических средств оповещения и достаточность резерва в %).
2.7.2 Наличие резерва мобильных средств оповещения (указать тип, количество технических средств оповещения, их принадлежность и достаточность резерва в %).
2.8. Организация оповещения по линии Минобороны России:
от частей ВВС ПВО _____________________ ;
от штаба ВО _____________________ ;
от военных гарнизонов МО РФ _____________________ ;
от военкоматов _____________________ .
3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО)
Организации, проводящие ЭТО |
Работников, выполняющих ЭТО |
Организации, на балансе которых находятся средства оповещения |
|||
Аппаратуры |
Электросирен |
Освобож-денных |
По совмести-тельству |
Аппаратура управления |
Электросирены |
|
|
|
|
|
|
4. Стоимость эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения в год (тыс. руб.).
5. Задолженность за эксплуатационно-техническое обслуживание перед организациями, проводящими ЭТО за предыдущий год (тыс. руб.).
Подпись председателя КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации
____________________________________________________________________
Форма 2
ПАСПОРТ
локальной системы оповещения потенциально опасного объекта /КСЭОН
____________________________________________________________________
наименование объекта, принадлежность (подчиненность)
(по состоянию на 01.01.20___г.)
Наименование и шифр локальной системы оповещения (ЛСО) потенциально опасного объекта (ПОО) ____________________________________________________________________
Год ввода ЛСО в эксплуатацию ___ (Нормативный документ___N __от__.__.__).
Установленный срок эксплуатации системы __(лет).
Превышение эксплуатационного ресурса__(лет).
1. Охват ЛСО населения и территории
1.1. Количество населенных пунктов (городов, райцентров и т.д.), объектов экономики, включенных в ЛСО - ______ кол-во, __ % от потребности.
1.2. Сопряжение ЛСО с системой оповещения муниципального образования (субъекта РФ) ____ (да/нет).
1.3. Количество населения, находящегося в зоне действия ЛСО _____ (чел.)
1.4. Охват обслуживающего персонала ПОО/населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего - ________/________ %;
в том числе:
электросиренами: ___________/____ %;
проводным вещанием: _______/____ %;
радиовещением: ____________/____ %;
телевидением: ______________/____ %.
2. Характеристика ЛСО
2.1.Тип аппаратуры, используемый в ЛСО (перечислить): ____________;
2.2.Управление ЛСО:
с основного пункта управления (диспетчерской)________________________;
с запасного (защищенного) пункта управления _________________________;
с подвижного пункта управления _____________________________________.
2.3. Количество электросирен всего: _______________________________;
в том числе: в населенных пунктах __________________________________;
на объектах (в цехах)______________________________________________.
Количество электросирен с ручным управлением - ____________________,
2.4. Количество абонентов системы циркулярного вызова:
всего необходимо/включено с систему оповещения:_____________________
в том числе:
в населенных пунктах ______________________________________________;
на объектах (в цехах) _______________________________________________.
2.5. Количество узлов проводного вещания, используемых в ЛСО, всего необходимо/включено ______________________________________________.
Число уличных громкоговорителей _______________________________.
3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО).
3.1. Организации, обеспечивающие ЭТО:
станционной части _______________________________________________;
электросирен____________________________________________________;
уличных громкоговорителей_______________________________________.
3.2. Количество работников, обслуживающих ЛСО: всего___________,
в том числе:
освобожденных _________________________________________________;
по совместительству _____________________________________________.
3.3. Организации, на балансе которых находятся:
аппаратура оповещения: __________________________________________;
электросирены __________________________________________________;
уличные громкоговорители _______________________________________.
3.4. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года) _____ тыс. руб.
4. Совершенствование ЛСО:
Даты начала и завершения работ по созданию (реконструкции ЛСО) и ввода ее в эксплуатацию __________________________.
Подпись ответственного лица
_________________________________________
Приложение N 3
к Положению о системах
оповещения населения
Критерии
оценки готовности системы оповещения населения (региональной, муниципальной, локальной, в том числе КСЭОН) к выполнению задач по предназначению
Готовность региональной системы оповещения оценивается:
"готова к выполнению задач", если:
а) в субъекте Российской Федерации разработаны и актуализированы все необходимые для организации и обеспечения поддержания в готовности региональной системы оповещения нормативные правовые и планирующие документы;
б) региональная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документацией и введена в эксплуатацию. Спланированы и проводятся проверки региональной и местных систем оповещения и их техническое обслуживание;
в) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания региональной системы оповещения в постоянной готовности;
г) региональная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в автоматизированном и неавтоматизированном режимах до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил ГО на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации;
д) на территории субъекта Российской Федерации во всех муниципальных образованиях созданы и введены в эксплуатацию местные системы оповещения. Все местные системы оповещения сопряжены с региональной системой оповещения;
е) на территории субъекта Российской Федерации в районах размещения всех действующих опасных производственных объектов, на которых должны действовать локальные системы оповещения, созданы и введены в эксплуатацию локальные системы оповещения. Все локальные системы оповещения сопряжены с местными системами оповещения;
ж) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
з) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО, а также населения назначены должностные лица, имеющие необходимую подготовку и прошедшие дополнительное обучение (переподготовку);
и) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение и допущенные к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
к) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения, проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;
л) организована и обеспечивается подготовка должностных лиц органов управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органов управления, сил, населения и поддержание в готовности системы оповещения;
м) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС регионального и местных уровней, а также операторов связи уполномоченных на осуществление оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО, а также населения;
н) постоянно действующими органами управления РСЧС, операторами связи и организациями телерадиовещания, обеспечивающими передачу сигналов оповещения и экстренной информации спланирован и проведен комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной их передачи;
о) созданы, поддерживаются в состоянии готовности запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"ограниченно готова к выполнению задач", если:
а) в субъекте Российской Федерации в разработанных нормативных правовых и планирующих документах для организации и обеспечения поддержания в готовности региональной системы оповещения выявлены недостатки, не влияющие на создание и поддержание системы в состоянии готовности;
б) созданная региональная система оповещения в основном соответствует проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию отдельные составные ее части, имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок. Работы по модернизации системы оповещения не ведутся. Проверки региональной и местных систем оповещения и их техническое обслуживание спланированы;
в) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания региональной системы оповещения в постоянной готовности;
г) региональная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в неавтоматизированном режиме до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил ГО на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации.
При этом не актуализированы списки оповещения руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил ГО на территории субъекта Российской Федерации, дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а их оповещение осуществляется без использования средств автоматизации.
Указанные в пункте г) задачи по предназначению и требования, в соответствии с показателями состояния национальной безопасности Российской Федерации, выполняются системой оповещения на уровне не менее чем на 68%;
д) на территории субъекта Российской Федерации не менее чем в 75% муниципальных образований созданы и введены в эксплуатацию местные системы оповещения. Не все местные системы оповещения сопряжены с региональной системой оповещения;
е) на территории субъекта Российской Федерации в районах размещения не менее чем в 75% действующих опасных производственных объектов, на которых должны действовать локальные системы оповещения, созданы и введены в эксплуатацию локальные системы оповещения. Не все созданные локальные системы оповещения сопряжены с местными системами оповещения;
ж) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
з) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО, а также населения назначены должностные лица имеющие необходимую квалификацию, но не прошедшие переподготовку или дополнительное обучение;
и) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение, но ряд лиц не допущен к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
к) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения допущены отдельные недостатки, но в целом поставленные задачи выполнены;
л) организована подготовка должностных лиц органов управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органов управления, сил, населения и поддержание в готовности системы оповещения, но имеются недостатки (занятия проводятся не регулярно, отсутствуют методические материалы, не корректно ведутся журнал, не отданы приказом состав групп и руководители занятий);
м) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС регионального и местных уровней, а также операторов связи уполномоченных на осуществление оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО, а также населения;
н) постоянно действующими органами управления РСЧС, операторами связи и организациями телерадиовещания, обеспечивающими передачу сигналов оповещения и экстренной информации спланирован, но проводится несвоевременно комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной их передачи;
о) запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения созданы на не менее чем 75 % от потребности и ведутся работы по их пополнению. Созданные запасы поддерживаются в состоянии готовности и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"не готова к выполнению задач", если система оповещения не отвечает хотя бы одному из пунктов (а, в, г, д, е, ж, з, м) требований критериев оценки "ограниченно готова к выполнению задач".
Готовность местной системы оповещения оценивается:
"готова к выполнению задач", если:
а) в муниципальном образовании разработаны и актуализированы все необходимые для организации и обеспечения поддержания в готовности местной системы оповещения нормативные правовые и планирующие документы;
б) местная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документацией и введена в эксплуатацию. Спланированы и проводятся ее проверки и техническое обслуживание;
в) органом местного самоуправления организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания местной системы оповещения в постоянной готовности;
г) местная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в автоматизированном и неавтоматизированном режимах до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил гражданской обороны на территории муниципального образования;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, находящегося на территории соответствующего муниципального образования;
д) на территории муниципального образования в районах размещения всех действующих опасных производственных объектов, на которых должны действовать локальные системы оповещения, созданы и введены в эксплуатацию локальные системы оповещения. Все локальные системы оповещения сопряжены с местной системой оповещения;
е) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
ж) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органа управления, сил РСЧС и ГО, а также населения назначены должностные лица имеющие необходимую подготовку и прошедшие дополнительное обучение (переподготовку);
з) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение и допущенные к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
и) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения, проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;
к) организована и обеспечивается подготовка должностных лиц органа управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органа управления, сил, населения и поддержание в готовности системы оповещения;
л) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС местного уровня, а также операторов связи уполномоченных на осуществление оповещения органа управления, сил РСЧС и ГО, а также населения;
м) постоянно действующим органом управления РСЧС, операторами связи и организациями телерадиовещания, обеспечивающими передачу сигналов оповещения и экстренной информации спланирован и проведен комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной их передачи;
н) созданы, поддерживаются в состоянии готовности запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"ограниченно готова к выполнению задач", если:
а) в муниципальном образовании в разработанных нормативных правовых и планирующих документах для организации и обеспечения поддержания в готовности местной системы оповещения выявлены недостатки, не влияющие на создание и поддержание системы в состоянии готовности;
б) созданная местная система оповещения в основном соответствует проектно-сметной документацией, введены в эксплуатацию отдельные составные ее части, имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок, работы по ее модернизации, проверки ее не проводятся, техническое обслуживание ее не спланировано;
в) органом местного самоуправления организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания местной системы оповещения в постоянной готовности;
г) местная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в неавтоматизированном режиме до:
руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил гражданской обороны на территории муниципального образования;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
населения, находящегося на территории соответствующего муниципального образования.
При этом не актуализированы списки оповещения руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил гражданской обороны на территории муниципального образования, дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а их оповещение осуществляется без использования средств автоматизации;
д) на территории муниципального образования в районах размещения не менее чем в 75% действующих опасных производственных объектов, на которых должны действовать локальные системы оповещения, созданы и введены в эксплуатацию локальные системы оповещения. Не все созданные локальные системы оповещения сопряжены с местной системой оповещения;
е) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
ж) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органа управления, сил РСЧС и ГО, а также населения назначены должностные лица, имеющие необходимую квалификацию, но не прошедшие переподготовку или дополнительное обучение;
з) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение, но ряд лиц не допущен к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
и) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения допущены отдельные недостатки, но в целом поставленные задачи выполнены;
к) организована подготовка должностных лиц органа управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органа управления, сил, населения и поддержание в готовности системы оповещения, но имеются недостатки (занятия проводятся не регулярно);
л) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС местного уровня, а также операторов связи уполномоченных на осуществление оповещения органа управления, сил РСЧС и ГО, а также населения;
м) постоянно действующим органом управления РСЧС, операторами связи и организациями телерадиовещания, обеспечивающими передачу сигналов оповещения и экстренной информации спланирован, но проводится несвоевременно комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной их передачи;
н) запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения созданы на не менее чем 75 % от потребности и ведутся работы по их пополнению. Созданные запасы поддерживаются в состоянии готовности и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"не готова к выполнению задач", если система оповещения не отвечает хотя бы одному из пунктов (а, в, г, д, е, ж, л) требований критериев оценки "ограниченно готова к выполнению задач".
Готовность локальной системы оповещения оценивается:
"готова к выполнению задач", если:
а) в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект разработаны и актуализированы все необходимые для организации и обеспечения поддержания в готовности локальной системы оповещения нормативные правовые и планирующие документы;
б) локальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документацией и введена в эксплуатацию. Локальная система оповещения сопряжена с местной системой оповещения. Спланированы и проводятся ее проверки и техническое обслуживание;
в) в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания локальной системы оповещения в постоянной готовности;
г) локальная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в автоматизированном и неавтоматизированном режимах до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, находящегося в зоне действия локальной системы оповещения;
д) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
е) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органа управления, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, а также населения назначены должностные лица имеющие необходимую подготовку и прошедшие дополнительное обучение (переподготовку);
ж) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение и допущенные к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
з) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения, проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;
и) организована и обеспечивается подготовка должностных лиц органа управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органа управления, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, населения и поддержание в готовности системы оповещения;
к) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС объектового уровня, уполномоченного на осуществление оповещения органа управления, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, а также населения;
л) организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект проведен комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения;
м) созданы, поддерживаются в состоянии готовности запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения персонала объекта и населения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"ограниченно готова к выполнению задач", если:
а) в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект в разработанных нормативных правовых и планирующих документах для организации и обеспечения поддержания в готовности локальной системы оповещения выявлены недостатки, не влияющие на создание и поддержание системы в состоянии готовности;
б) созданная локальная система оповещения в основном соответствует проектно-сметной документацией, введены в эксплуатацию отдельные составные ее части, имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок. Локальная система оповещения не сопряжена с местной системой оповещения. Работы по модернизации системы оповещения не ведутся. Проверки системы оповещения и ее техническое обслуживание спланированы;
в) в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект организованы и в основном проводятся мероприятия по обеспечению поддержания локальной системы оповещения в постоянной готовности;
г) локальная система оповещения, в установленное нормативно-правовыми и планирующими документами время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения в неавтоматизированном режиме до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, находящегося в зоне действия локальной системы оповещения.
При этом не актуализированы списки оповещения руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, а их оповещение осуществляется без использования средств автоматизации;
д) техническое состояние технических средств оповещения, организация и качество технического обслуживания оценены как "удовлетворительно";
е) на штатные должности уполномоченных на выполнение задач по организации и осуществлению оповещения органа управления объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, а также населения назначены должностные лица имеющие необходимую квалификацию, но не прошедшие переподготовку или дополнительное обучение;
ж) к эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения допущены специалисты, прошедшие обучение, но ряд лиц не допущен к самостоятельному выполнению работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию;
з) при контрольной тренировке по проверке систем оповещения допущены отдельные недостатки, но в целом поставленные задачи выполнены;
и) организована подготовка должностных лиц органа управления, оперативного дежурного и технического персонала, уполномоченных на организацию, осуществление оповещения органа управления, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, населения и поддержание в готовности системы оповещения, но имеются недостатки (занятия проводятся не регулярно);
к) организовано и осуществляется дежурство оперативных дежурных служб органа повседневного управления РСЧС объектового уровня, уполномоченного на осуществление оповещения органа управления, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, а также населения;
л) организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект спланирован, но проводится несвоевременно комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
м) запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения созданы на не менее чем 75 % от потребности и ведутся работы по их пополнению. Созданные запасы поддерживаются в состоянии готовности и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
"не готова к выполнению задач", если система оповещения не отвечает хотя бы одному из пунктов (а, в, г, д, е, к) требований критериев оценки "ограниченно готова к выполнению задач".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
МЧС и Минкомсвязь готовят новое Положение о системах оповещения населения. Системы будут создаваться на региональном, муниципальном и объектовом уровне. Будут установлены требования к ним и порядок использования.