Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 09.06.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части модернизации института аспирантуры (адъюнктуры).
Институт аспирантуры (адъюнктуры) в Российской Федерации является главной формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для дальнейшей работы в системе высшего образования и науки.
С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - программы аспирантуры (адъюнктуры) были отнесены к уровню высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. В настоящее время программы аспирантуры (адъюнктуре) подлежат государственной аккредитации, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся (статья 92 Закона об образовании). По программам аспирантуры утверждены 53 ФГОСа, не содержащие принципиальной дифференциации требований к структуре, условиям и результатам реализации указанных программ.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. N 227 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2016 г., регистрационный N 41754), итогом обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) является представление в рамках государственной итоговой аттестации научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). При этом выпускникам, успешно завершившим обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) и прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ об образовании и о квалификации (далее - диплом), а также заключение по диссертации, необходимое для дальнейшей ее защиты в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (далее - Постановление N 842).
Действующая модель аспирантуры (адъюнктуры) не обязывает лиц, завершивших обучение в аспирантуре (адъюнктуре), в дальнейшем защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и является одной из возможных траекторий подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, поскольку Постановлением N 842 установлен механизм защиты диссертации без освоения программ аспирантуры. Указанное подтверждается статистикой, в частности, например, в 2017 году объем защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, подготовленных в рамках освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) составил 32 %, без освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) - 68 %.
Таким образом, на пути к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в рамках освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) выпускник аспирантуры защищает фактически две научно-квалификационные работы (диссертации) - одну в форме научного доклада в рамках прохождения государственной итоговой аттестации, вторую - диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в порядке, установленном Положением N 842, в совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
На основании изложенного следует, что программы аспирантуры (адъюнктуры), имеющие государственную аккредитацию и реализуемые в соответствии с ФГОСами, больше направлены на освоение образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), а не на научную деятельность и подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, что и вытекает из цели проведения государственной аккредитации образовательных программ, установленной Законом об образовании.
Вместе с тем, основной целью обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) исторически является подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В связи с чем, возникла необходимость модификации программ аспирантуры (адъюнктуры) и смещения акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что программы аспирантуры (адъюнктуры) будут реализовываться по научным специальностям, входящим в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и разрабатываться на основе федеральных государственных требований к структуре указанных программ и срокам их освоения, которые будут утверждаться Минобрнауки России. Законопроектом также предлагается отменить проведение государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры), сохранив все академические права обучающихся по указанным программам, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу и заменить государственную итоговую аттестацию по указанным программам на итоговую аттестацию, усилив научную составляющую подготовки обучающихся к научной деятельности с последующей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В целях обеспечения возможности осуществления контроля качества образовательной деятельности по программам аспирантуры (адъюнктуры) законопроектом предлагается установить, что лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения федеральных государственных требований на основе данных мониторинга системы образования является основанием для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность; и наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка осуществления контроля качества подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Концепция программ аспирантуры (адъюнктуры), содержащаяся в законопроекте, принципиально отличает предлагаемую модель программ аспирантуры (адъюнктуры) от существующей сегодня модели функционирования программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых на основе ФГОСов.
При этом организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры), по-прежнему будут устанавливаться контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Законопроектом предлагается установить, что по итогам освоения программ аспирантуры (адъюнктуры) обучающийся должен представить научно-квалификационную работу (диссертацию), соответствующую критериям, которым должны соответствовать диссертации на соискание ученых степеней, установленным Постановлением N 842, для получения заключения по указанной работе. Порядок проведения итоговой аттестации будет установлен Минобрнауки России. Законопроектом также предусматривается возможность защиты обучающимся научно-квалификационной работы (диссертации) до истечения срока завершения обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры). При этом в случае успешной защиты научно-квалификационной работы (диссертации) до истечения срока завершения обучения такой обучающийся будет считаться успешно прошедшим итоговую аттестацию.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам аспирантуры (адъюнктуры), будет выдан диплом, образец которого также будет утверждаться Минобрнауки России. Законопроектом устанавливается, что обладателю диплома, полученного по результатам обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры) после принятия законопроекта, будут предоставляться те же права для занятия профессиональной деятельностью и должностей, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, как и лицам, получившим диплом по программе аспирантуры (адъюнктуры), имеющей государственную аккредитацию.
Помимо положений о возможности защиты обучающимся научно-квалификационной работы (диссертации) до истечения срока завершения обучения по программе аспирантуры (адъюнктуры), законопроектом установлены положения, позволяющие защитить научно-квалификационную работу (диссертацию) после завершения обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Переходными положениями законопроекта предлагается предусмотреть, что выданные свидетельства о государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) будут признаны недействующими с 1 января 2020 года. Вместе с тем, с целью обеспечения прав обучающихся по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с ФГОСами, законопроектом предлагается установить, что обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с ФГОСами до вступления в силу федерального закона, будет осуществляться до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ с сохранением всех прав, социальных гарантий, обязанностей и ответственности. При этом указанные обучающиеся вправе будут перейти на обучение по программам подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.