Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц при осуществлении ими выпуска на линию транспортных средств в нарушение установленных требований) (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительным материалам проект акта разработан в целях исключения конкуренции норм права, а также в целях уточнения административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц при осуществлении ими выпуска на линию транспортных средств.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и не содержит риска увеличения расходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств (около 3 млн. единиц), а также МВД России и Ространснадзор.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 16 января по 5 февраля 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/01-19/00087608). Поступившие в ходе публичных обсуждений замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 17 мая по 24 мая 2019 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе, Управления автомобильных дорог и транспорта Правительства Еврейской автономной области, Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Администрации Липецкой области, СПб ГУП "Горэлектротранс", Департамента экономического развития города Севастополя, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Министерства транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства экономики Удмуртской Республики, Администрации Томской области, Министерства транспорта и связи Чеченской Республики, Администрация Сусанинского муниципального района, не содержащие замечаний по проекту акта.
Замечания и предложения Министерства экономического развития Хабаровского края, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Администрации Тамбовской области, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Департамента экономического развития Курганской области, АО "Первый автокомбинат" имени Г.Л. Краузе, ГУП "Мосгортранс", АО "ИПОПАТ", были учтены при подготовке настоящего заключения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, а также поступивших позиций Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость доработки проекта акта по следующим замечаниям.
1. Проектом акта предлагается новая редакция статьи 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе проектируемой частью 6 указанной статьи предполагается установление ответственности за повторный выпуск на линию транспортного средства с неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), с внесенными в конструкцию транспортного средства изменениями без соответствующего разрешения. В качестве меры наказания для должностных лиц предусматривается наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или их дисквалификации на срок от одного года до трех лет; для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от тридцати суток до девяноста суток.
Стоит отметить, что разработчиком не приведена статистика правонарушений по части 2 статьи 12.31 КоАП РФ. Таким образом, разработчиком не представлено обоснование необходимости применения более жестких санкций за нарушение указанных требований, что содержит риск несоблюдения принципа соразмерности при выборе меры административного наказания.
Кроме того, по оценке ряда субъектов Российской Федерации, указанные меры могут привести к остановке транспортного обслуживания по маршрутной сети в сельской местности, а также рискам злоупотребления должностными лицами полномочиями при назначении наказания.
2. В настоящее время в Правительство Российской Федерации внесен проект распоряжения об утверждении Концепции нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - проект Концепции), предусматривающий изменение подхода к материальной и процессуальной частям КоАП РФ, в том числе отказ от применения административного приостановления деятельности как меры наказания, от установления безальтернативных административных наказаний, что предлагается рассматриваемым проектом акта. Также проектом Концепции предлагается пересмотреть поход к формулированию составов правонарушений, позволяющий исключить правовые коллизии, разграничить полномочия органов государственной власти в части привлечения правонарушителей к административной ответственности.
Таким образом, точечные изменения в КоАП РФ, предлагаемые проектом акта, в скором времени могут утратить актуальность в связи с необходимостью разработки нового проекта КоАП РФ. Следовательно, разработка рассматриваемого проекта акта является преждевременной.
3. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке. Вместе с тем в настоящее время в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации принят проект федерального закона N 529075-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об усилении административной ответственности за нарушение процедуры технического осмотра транспортных средств)" (далее - законопроект N 529075-7), которым вносятся изменения в статью 12.31. Учитывая, что проектом акта предлагается новая редакция статьи 12.31 КоАП РФ, необходимо отметить, что подход, содержащий риски последовательного внесения несогласованных изменений в одну и ту же статью КоАП РФ не может быть поддержан.
С учетом высокой степени готовности законопроекта N 529075-7 считаем необходимым Минтрансу России либо соответствующим образом доработать редакцию проекта акта, либо отказаться от его разработки и, при необходимости, внести изменения в качестве поправок к законопроекту N 529075-7.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.