Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 347" (далее соответственно - проект акта, Порядок), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Вместе с тем ранее Минтрансом России был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", имеющий схожий предмет регулирования. Минэкономразвития России было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия на указанный проект постановления, содержащее вывод о наличии в проекте постановления положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (письмо от 10 июля 2017 г. N 18973-СШ/Д26и).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=88147.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 26 марта по 15 апреля 2019 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 23 апреля по 30 апреля 2019 года.
В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "Мособлвокзалы", Российского автотранспортного союза, ГУП "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта", Некоммерческого партнерства "Томский автотранспортный союз", учтенные в настоящем заключении частично.
Также Минэкономразвития России был направлен запрос органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ответ на который были получены отзывы от органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике, Министерства транспорта и связи Чеченской Республики, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Администрации Приморского края, Министерства экономики Свердловской области, Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, не содержащих замечаний и предложений. Также были получены отзывы от Управления социальной защиты населения Белгородской области, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, указывающих на возможное возникновение дополнительных финансовых затрат на реализацию проекта акта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, однако содержит риски возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектируемым пунктом 5.2 Порядка устанавливается, что владельцы объектов обязаны обеспечить на объекте оповещение посредством технических средств, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем проектом акта не уточняется, о каких технических средствах идет речь. При этом стоит отметить, что в случае, если к техническим средствам, которые предполагается использовать для оповещения пассажиров из числа инвалидов, законодательством Российской Федерации уже установлены требования, дублирование нормы о необходимости соответствия законодательству Российской Федерации в проекте акта избыточно.
Учитывая изложенное, считаем необходимым конкретизировать требования к таким техническим средствам либо исключить норму из проекта акта.
2. В соответствии с проектируемым пунктом 5.3 Порядка владельцы объектов обеспечивают установку на входах используемых пассажирами зданий объектов и в иных местах, определяемых владельцами объектов как места прибытия на объект пассажиров из числа инвалидов, технических средств в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Вместе с тем согласно статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" свод правил - документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, ведомственный нормативный правовой акт не может содержать требований об исполнении сводов правил.
Кроме того, проект акта не содержит каких-либо требований к техническим средствам информирования и ориентирования инвалидов, что может привести к установке перевозчиками и владельцами объектов различных, не унифицированных технических средств. Указанное может быть сопряжено с риском признания неисполненными требования проекта акта уполномоченным органом при выполнении мероприятий контроля (надзора).
В этой связи считаем целесообразным проработать вопрос предъявления к таким средствам требований в соответствии с ГОСТ Р 51671-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности".
3. Проектируемым пунктом 5.4 Порядка предусматривается, что владельцы объектов обеспечивают наличие на территории объектов выделенного оборудованного рабочего места приема обращений от инвалидов о потребности в оказании им ситуационной помощи при получении услуг, с постоянным присутствием дежурного персонала, прошедшего специальное обучение по работе с инвалидами различных нозологий.
Проектом акта не устанавливаются требования к оборудованию такого рабочего места. Отсутствие требований к рабочему месту может привести к расширенному толкованию указанного требования со стороны контролирующих органов, что в свою очередь может привести к возникновению спорных ситуаций при проведении проверок.
Кроме того, остается неопределенным требование о необходимости выделения рабочего места приема обращений в связи с тем, что проектом акта не установлено, должно ли указанное рабочее место быть отделено от иных помещений объекта или может находится совместно с рабочими местами других сотрудников в одном помещении.
При этом разработчиком не приведено обоснования необходимости обустройства выделенного рабочего места приема обращений от инвалидов. Вместе с тем, принимая во внимание, что конструкция автовокзалов и автостанций может не предусматривать наличие отдельного рабочего места для приема сообщений от инвалидов, а помещения объектов могут быть ограничены, исполнение указанного требования может быть затруднительным для владельцев автовокзалов и автостанций.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить норму из проекта акта либо предусмотреть, что прием сообщений от инвалидов может осуществляться в определенном владельцем объекта месте.
4. Проектируемым пунктом 6.1 Порядка устанавливается, что при отсутствии санитарно-гигиенических помещений, помещений для принятия пищи, лекарств и медицинских процедур на объекте или транспортном средстве должна быть оказана ситуационная помощь пассажиру из числа инвалидов по его запросу.
Указанная норма может привести к случаям, когда пассажиру из числа инвалидов может понадобиться медицинская помощь или иная помощь, требующая определенных навыков, за которой пассажир в соответствии с указанным проектируемым пунктом обратится к сотрудникам объекта или транспортного средства.
Вместе с тем осуществление медицинской или иной требующей определенных навыков помощи неквалифицированными сотрудниками может привести к нежелательным последствиям для здоровья пассажиров из числа инвалидов, а также к применению мер ответственности к сотрудникам перевозчика или владельца объекта.
В этой связи считаем необходимым конкретизировать вид помощи, которую могут оказывать сотрудники перевозчика и объекта по запросу пассажира из числа инвалидов.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.