Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 13.06.2019 г.)
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что проблема обеспечения защиты интересов государства в сфере оборонно- промышленного комплекса в настоящее время приобрела особую актуальность и требует принятия дополнительных законодательных мер, направленных на повышение эффективности механизмов судебной защиты нарушенных имущественных и интеллектуальных прав государства при реализации государственного оборонного заказа.
Согласно статистическим сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации за период с 2016 г. сумма причиненного государству ущерба в связи с нарушениями законодательства при исполнении государственного оборонного заказа превысила 36 млрд, рублей. Сумма ущерба, в причинении которого предъявлено обвинение за тот же период, составила более 19,5 млрд, рублей. По фактам противоправных действий в сфере оборонно-промышленного комплекса по материалам прокурорских проверок возбуждено 905 уголовных дел. При Этом сумма ущерба, фактически возмещенного в Ходе следствия, в том числе в добровольном порядке, не превышает 2,6 млрд, рублей или 13,3 %, свыше 1,2 млрд, рублей взыскано по искам прокуроров в судебном порядке судами обшей юрисдикции.
Результаты расследования уголовных дел и проводимых органами прокуратуры проверок свидетельствуют о многочисленных фактах заключения сделок на заведомо невыгодных для оборонных предприятий условиях, в том числе с организациями, не ведущими реальной хозяйственной деятельности, не имеющими необходимых лицензий и оборудования для выполнения взятых на себя обязательств. Широко распространены нарушения при ценообразовании на продукцию военного назначения.
Возникающие сложности по защите интересов государства во многом связаны с несовершенством правового механизма оспаривания сделок, заключенных между юридическими лицами в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также взыскания ущерба, причиненного Российской Федерации.
Действующие в настоящее время системы банковского сопровождения расчетов, связанных с исполнением государственного оборонного заказа, а также мониторинга и контроля за использованием средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа в отношении государственных контрактов не обеспечивают полного исключения возможных злоупотреблений в данной сфере.
Уполномоченные банковские организации при принятии к исполнению распоряжения о перечислении денежных средств контролируют формальное соответствие размера платежа условиям контракта, а также режиму использования отдельного счета.
Из системы мониторинга также выпадают "расходы", предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (оплата головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплата исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, перечисление которых возможно на расчетные банковские счета).
Отсутствие процессуальных полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными патентов на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках государственного оборонного заказа и зарегистрированные с нарушением законодательства Российской Федерации, также создает сложности в защите интересов государства.
Проект федерального закона направлен на наделение прокурора правом на обращение в арбитражный суд с исками (заявлениями) о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере размещения государственного оборонного заказа, независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и применении последствий их недействительности, о признании недействительными патентов на результаты интеллектуальной деятельности и признании исключительных прав Российской Федерации на иные объекты интеллектуальной собственности, а также о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
В этих целях часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормами, предусматривающими право прокурора на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Расширение процессуальных полномочий органов прокуратуры позволит существенно повысить эффективность судебной защиты нарушенных имущественных и интеллектуальных прав государства при исполнении государственного оборонного заказа, обеспечить сохранность и целевое использование средств бюджета. Внесение предлагаемых изменений обусловлено особой значимостью задач по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и не повлечет за собой неоправданного повышения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, а также дублирования функций контролирующих органов.
Концепция законопроекта в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, согласно которой осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.