Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.06.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 1 раздела II протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 10 апреля 2019 г. N СА-П13-49пр.
Одна из целей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - национальный проект) - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) до 25 млн человек в 2024 году (по данным ФНС России на май 2019 г. - 19,2 млн человек), что означает необходимость обеспечить общий прирост занятых в сфере МСП на 5,8 млн человек.
Согласно оценке Минэкономразвития России, за счет легализации самозанятых граждан может быть обеспечен прирост в размере 2,4 млн человек.
Национальным проектом определен ряд мер, направленных на обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
С 1 января 2019 г. в 4 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан - "Налог на профессиональный доход".
По состоянию на июнь 2019 г. в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, по данным ФНС России, зарегистрировалось свыше 100 тыс. человек. В соответствии с национальным проектом в декабре 2019 г. предусмотрено законодательное закрепление введения действия нового налогового режима на всей территории Российской Федерации.
Запланировано создание АО "Корпорация "МСП" совместно с дочерними обществами АО "Корпорация "МСП", кредитными организациями, государственными микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами специальных продуктов, направленных на оказание кредитной, гарантийной и иной финансовой поддержки самозанятым гражданам.
Кроме того, в центрах "Мой бизнес" в субъектах Российской Федерации до конца 2019 года должно быть обеспечено предоставление информационно-консультационных и образовательных мер поддержки самозанятым гражданам.
Вместе с тем создание условий для массового вовлечения самозанятых граждан в легальную предпринимательскую деятельность требует формирования системы дополнительных стимулов.
Указанная задача может быть решена посредством законодательного закрепления за такими гражданами права пользоваться мерами поддержки, реализуемыми в отношении субъектов МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в том числе за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для оказания поддержки субъектам МСП.
В этой связи в соответствии с законопроектом в Федеральный закон N 209-ФЗ вносятся изменения, согласно которым отдельные меры государственной поддержки субъектов МСП (прежде всего финансовая, имущественная, информационная, консультационная и образовательная), а также меры поддержки, предоставляемые АО "Корпорация "МСП" и его дочерними обществами, будут распространяться на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Учитывая, что правом на применение рассматриваемого специального налогового режима наделены также индивидуальные предприниматели, которые в силу своего правового статуса в настоящее время вправе пользоваться мерами поддержки для субъектов МСП, проектируемые нормы предусматривают регламентацию правоотношений с участием физических лиц, поставленных на учет в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (самозанятых граждан).
Одновременно законопроектом предусматривается включение соответствующих положений об оказании поддержки самозанятым гражданам в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации и муниципальные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие МСП.
Кроме того, в законопроекте предлагается обеспечить учет сведений о самозанятых гражданах, получивших поддержку в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ, в реестрах субъектов МСП - получателей поддержки, ведение которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона N 209-ФЗ.
Принимая во внимание необходимость приведения государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом, предлагается установить, что федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Принятие федерального закона создаст возможность для участия самозанятых граждан в программах, реализуемых с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления, АО "Корпорация "МСП" и его дочерних обществ, в целях получения мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 209-ФЗ, включая:
- кредитно-гарантийную поддержку;
- участие в льготных лизинговых программах;
- доступ к сервисам Портала Бизнес-навигатора МСП;
- участие в программах обучения.
Принятие и реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.