Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров" (далее соответственно - проект акта, Положение о лицензировании), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 24 апреля 2019 года по 21 мая 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/04-19/00090890).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта устанавливается дополнительное лицензионное требование о необходимости передачи сведений о пассажирах и персонале поездов дальнего следования лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале поездов дальнего следования лицензиата.
В настоящее время указанное требование предусмотрено статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ). При этом контроль соблюдения данного требования обеспечивается в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 Закона N 16-ФЗ основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки, то есть соблюдение требований транспортной безопасности проверяется ежегодно в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. Предлагаемое регулирование увеличивает количество проверок одного и того же требования.
Таким образом, предмет лицензионного контроля частично дублирует предмет контроля в области транспортной безопасности.
Разработчиком в пункте 1.6 сводного отчета указано, что предлагаемое регулирование направлено на возможность отзыва (приостановления действия) лицензии в сфере железнодорожного транспорта в случае нарушения передачи сведений о пассажирах и персонале поездов дальнего следования в автоматизированную централизованную базу персональных данных.
Однако ответственность за нарушение требований транспортной безопасности, в том числе и указанного требования, установлена статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей, а повторное совершение правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 11.15.1 КоАП - от 100 до 200 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дополнительно следует отметить, что разработчиком в пояснительных материалах не приведено обоснования недостаточности действующих санкций за непередачу сведений, а также статистика правонарушений по невыполнению указанных требований.
Учитывая, что действующим законодательством уже предусмотрены контроль соблюдения требования по передаче сведений о пассажирах и персонале и механизм привлечения к ответственности за правонарушение, введение дополнительного лицензионного требования представляется избыточным и не может быть поддержано Минэкономразвития России.
Ранее аналогичная позиция Минэкономразвития России неоднократно высказывалась в заключениях об оценке регулирующего воздействия на проекты других нормативных правовых актов со схожими предметами регулирования (например, письма от 6 февраля 2017 г. N 2692-СШ/Д26и, от 10 марта 2017 г. N 6014-СШ/Д26и).
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.