Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в части установления запрета распространения недостоверной информации о влиянии ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены. Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 30 апреля по 3 июня 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/04-19/00091089).
Положениями проекта акта в целях установления запрета распространения недостоверной информации о влиянии ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики
и (или) лечения ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита (далее - ВИЧ-инфекция, СПИД), предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Концептуально поддерживая позицию Минздрава России о необходимости совершенствования механизма пресечения распространения информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа, Минэкономразвития России, тем не менее, обращает внимание на следующие риски, связанные с проектируемым регулированием.
1. Положениями проекта акта предлагается установить запрет на распространение недостоверной информации о влиянии ВИЧ-инфекции на здоровье человека, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа.
К такой информации предлагается отнести:
отрицание факта существования ВИЧ-инфекции и СПИДа;
отрицание связи между заражением ВИЧ-инфекцией и развитием СПИДа;
отрицание существования методов и средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, в случае если их эффективность и (или) безопасность установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из проектируемых положений остается неясным, что следует считать "распространением" проектируемой недостоверной информации, в какой форме и какими способами такое распространение недопустимо.
1.1. Разработчиком не определено, что следует считать "призывом" к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа, а также в какой форме такой "призыв" недопустим. Необходимо отметить, что отрицание того или иного факта не является по своей сути призывом к чему-либо.
1.2. Кроме того, исходя из положений проекта акта, определить круг субъектов распространения недопустимой информации не представляется возможным.
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ его положения распространяются "на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяются в отношении организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы".
В соответствии с разделом 7 сводного отчета к основной группе субъектов, интересы которых будут затронуты проектируемым регулированием, относятся "должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинские организации (юридические лица) и их должностные лица)".
Согласно информации, представленной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru в порядке, установленном Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 (ID 01/05/04-18/00079997), размещен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции" (далее - Законопроект об ответственности за распространение информации).
Положениями указанного законопроекта, являющегося проектом-спутником рассматриваемого проекта акта, предлагается установить административную ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции. Кроме того, статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Согласно пункту 5 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ основаниями для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 7 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Кроме того, проектируемое регулирование позволит органам прокуратуры, в случае выявления "недостоверной информации", обращаться в суды с административными исковыми заявлениями о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что проектируемое регулирование должно быть четко сформулированным и прозрачным, отсутствие определенности проектируемых требований может привести к дополнительным расходам хозяйствующих субъектов, к существенному росту административной нагрузки на них, создаст дополнительные инструменты давления на хозяйствующих субъектов и может повлечь многочисленные судебные споры.
2. Одновременно с этим обращаем внимание на необходимость направления Законопроекта об ответственности за распространение информации на заключение об оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном Правилами.
Законопроект об ответственности за распространении информации разработан в целях введения корреспондирующих норм с рассматриваемым проектом акта.
Вместе с тем необходимо отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает самостоятельные административно-правовые запреты, а предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, нормативными правовыми актами. В связи с этим представляется целесообразным направление Законопроекта об ответственности за распространение информации на заключение об оценке регулирующего воздействия после устранения представленных в настоящем заключении замечаний.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.