Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 14 мая 2019 года по 3 июня 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/05-19/00091290).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Дополнительно отмечаем, что разработчиком не приведены и не прокомментированы все замечания в отношении проекта акта (пункт 3 в сводке предложений), поступившие от Союза операторов железнодорожного транспорта. Обращаем внимание разработчика, что указанное может стать основанием для возврата проекта акта и комплекта документа к нему на доработку.
В настоящее время железнодорожные перевозки грузов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), регулируются Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 34. Проектом акта актуализируются указанные Правила.
Обращаем внимание на необходимость проработки следующих замечаний.
1. В соответствии с пунктом 2 проект акта распространяется на все виды перевозок: как на международные (с третьими странами и странами-членами Евразийского экономического союза), так и на внутренние. Вместе с тем пунктом 2 проекта акта устанавливается, что подконтрольные товары допускаются к перевозке железнодорожным транспортом под контролем должностного лица пограничного ветеринарного контрольного пункта (далее - должностное лицо ПКВП).
В соответствии с пунктом 4.2 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Положение о едином порядке), ветеринарный контроль при перемещении (перевозке) подконтрольных товаров всеми видами транспорта в пределах таможенной территории Союза осуществляется уполномоченными органами государства-члена только при их производстве и погрузке, то есть перевозка не может осуществляться под контролем должностного лица, тем более пограничного ветеринарного контрольного пункта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.4 Положения о едином порядке пограничный контрольный ветеринарный пункт - структурное подразделение уполномоченного органа, осуществляющее пограничный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу Союза и иных местах, определенных законодательством государств-членов.
Отдельно отмечаем, что подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов государств-членов. Подконтрольные товары в пределах территории одного государства-члена могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена. При этом для перевозки подконтрольных товаров в пределах таможенной территории Союза разрешение уполномоченных органов не требуется, то есть достаточно ветеринарного сертификата.
На основании вышеизложенного положения проекта акта должны касаться вопросов порядка перевозки подконтрольных товаров только по территории Российской Федерации, а контроль должен производиться только при производстве и погрузке.
Таким образом, представляется необходимым доработать положения проекта акта.
2. Проектом акта затрагиваются вопросы, урегулированные действующим законодательством в сфере ветеринарного контроля (надзора), как на уровне национального законодательства, так и на уровне международного законодательства. Так, проектом акта должностное лицо ПКВП наделяется полномочиями по установлению особых условий ввоза либо запрета на ввоз подконтрольных товаров.
Кроме того, проектом акта устанавливаются требования, урегулированные техническим регулированием, например, к упаковке товаров.
Учитывая вышеизложенное, представляется исключить из проекта акта нормы, не относящиеся к его предмету.
3. Используемая терминология в проекте акта не соотносится с действующим законодательством. Так, например, в проекте акта используется термин "территории, не подвергнутые заразным болезням животных".
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в проекте акта не конкретизированы виды перевозки (замечание 1 настоящего заключения), определить такие территории, тем более на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза, не представляется возможным.
В этой связи считаем необходимым терминологию, используемую в проекте акта в части ветеринарного контроля (надзора), привести в соответствие с терминологией, используемой в действующем законодательстве.
4. В настоящее время Минтрансом России ведутся работы по разработке и актуализации приказов, направленных на урегулирование вопросов перевозки железнодорожным транспортом различных грузов: животных, подкарантинных грузов и подобных. При этом проект акта содержит ссылки на такие приказы, действующие в настоящее время, включая их реквизиты.
Более того, в пункте 5 проекта акта приведена ссылка на Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденные приказом МПС России от 18 июня 2003 г. "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов", однако приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. N 66 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" утверждены новые актуализированные правила перевозки скоропортящихся грузов.
В целях исключения необходимости внесения изменений в проект акта в случае вступления его в действие при каждом изменении реквизитов нормативных правовых актов, ссылки на которые используются в проекте акта, считаем необходимым исключить из проекта акта конкретные ссылки на нормативные правовые акты с реквизитами.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание разработчика на следующее.
При доработке проекта акта следует учитывать, что в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г (от 26 февраля 2019 г. N Пр-294) федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить введение в действие новых требований, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
Кроме того, согласно пункту 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 3 июня 2019 г. N ДМ-П36-4534 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), на период реализации механизма "регуляторной гильотины" предписано не допускать установления новых требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), не соответствующих вышеуказанному поручению Президента Российской Федерации (далее - Поручение).
Минюст России и Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 4 Поручения осуществляют контроль за исполнением указанного поручения Правительства Российской Федерации при проведении правовой и антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, оценке регулирующего воздействия проектов актов и государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
Учитывая вышеизложенное, может быть сделан вывод о том, что предлагаемое проектом акта правовое регулирование не корреспондирует вышеуказанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" в отдельных сферах государственного контроля, утвержденного Правительством Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 4714п-П36 (далее - план мероприятий), федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации механизма "регуляторной гильотины", должна быть разработана новая структура нормативного регулирования в каждой сфере общественных отношений, на основе которой должна осуществляться разработка проектов нормативных правовых актов, содержащих актуализированные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.