Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569"
(подготовлен Минкультуры России 26.06.2019 г.)
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3812; 2011, N 22, ст. 3173; 2012, N 37, ст. 5000; 2015, N 25, ст. 3653; 2016, N 51, ст. 7404; 08.05.2017, N 19, ст. 2839.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от "___" __________ 201__ г. N _______
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮЛЯ 2009 Г. N 569
1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению осуществляет аттестацию экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (далее - аттестация эксперта).".
Приложение к
постановлению Правительства Российской Федерации
от "___" __________ 201__ г. N _______
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
I. Общие положения.
1. Настоящее положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (далее - аттестация) регламентирует:
а) порядок подачи документов на аттестацию;
б) форму проверки знаний и навыков претендента на получение статуса эксперта;
в) порядок утверждения аттестации экспертов и ее аннулирования;
г) порядок работы Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации по аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизе.
2. Требования к физическим и юридическим лицам, привлекаемым в качестве экспертов, определены пунктом 7 настоящего Положения.
3. Срок полномочий физических и юридических лиц, привлекаемых в качестве эксперта, устанавливается на срок 5 лет.
Предоставление права подготовки заключений экспертизы подтверждается выдачей аттестата эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации в соответствии с настоящим Положением.
Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации.
Форма аттестата утверждена согласна приложению N 1 настоящему Положению.
4. За проведение аттестации (переаттестации), выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается.
5. Аттестация проводится Аттестационной комиссией Министерства культуры Российской Федерации (далее - Комиссия, Министерство).
6. Положение о Комиссии утверждено в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.
Состав Комиссии утверждается приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - Министерство).
II. Рассмотрение документов, представленных для прохождения аттестации, переаттестации
7. Для установления полномочий в качестве эксперта (далее - претендент) в Министерство представляются (направляются) претендентом лично, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением по почте следующие документы:
а) рекомендуемый образец заявления (Приложение N 2 к настоящему Положению);
б) копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации;
в) копия диплома о высшем профессиональном образовании (приложение к диплому) в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, соответствующему профилю экспертной деятельности, а именно:
- 07.03.01, 07.06.01 "Архитектура";
- 07.03.02 "Реконструкция и реставрация архитектурного наследия";
- 07.03.03 "Дизайн архитектурной среды";
- 07.03.04 "Градостроительство";
- 46.03.01 "История";
- 50.03.01 "Искусства и гуманитарные науки";
- 50.03.03 "История искусств";
- 50.03.04 "Теория и история искусств";
- 51.03.04 "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия";
- 54.03.04 "Реставрация";
- 46.06.01 "Исторические науки и археология";
- 50.06.01 "Искусствоведение";
- 51.06.01 "Культурология";
- 40.03.01 "Юриспруденция" и с учетом прохождения программы профессиональной переподготовки по соответствующему профилю экспертной деятельности со сроком освоения не менее 500 часов.
г) копии документов о дополнительном профессиональном образовании, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при наличии);
д) копии документов об ученой степени, ученом звании, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при наличии);
е) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
ж) сведения о проводившейся претендентом (экспертом) экспертной деятельности и (или) научно-исследовательской работе по профилю экспертной деятельности (если имеются);
з) опись с указанием точного перечня документов и количества листов, заверенная подписью претендента (эксперта);
6.1. В случае повторного получения полномочий в качестве эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы дополнительно к перечню документов, указанных в пункте 6, прилагается перечень проведенных государственных историко-культурных экспертиз по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Положению и электронный носитель, на котором записаны все проведенные государственные историко-культурные экспертизы за период действия полномочий в качестве эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
7. Министерство отказывает претенденту в приеме заявления к рассмотрению в случае:
а) неправильного заполнения заявления и (или) неполноты комплекта прилагаемых к нему документов;
б) отсутствия у претендента документов, подтверждающих наличие высшего профессионального образования (приложение к диплому) в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, соответствующему профилю экспертной деятельности, указанному в пункте "в" пункта 7 настоящего приложения к Положению;
в) отсутствия у претендента документов, подтверждающих наличие стажа практической работы по профилю экспертной деятельности менее 15 лет.
8. Общий максимальный срок рассмотрения документов претендента составляет 1 год с учетом возможной неявки для прохождения аттестации.
9. В случае правильного заполнения заявления, наличия полного комплекта прилагаемых к нему документов, Министерство допускает претендента к проверке профессиональных знаний (далее - проверка знаний).
Претендент, допущенный к проверке знаний, не позднее чем за 15 рабочих дней до дня проведения проверки знаний уведомляется с указанием времени и места ее проведения посредством почтового отправления (заказным письмом), по электронной почте, факсограммой или по телефонной связи.
9. На проверку знаний претендент является в установленное время председателем Аттестационной комиссии Минкультуры России, имея при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В случае невозможности присутствия претендента на проверке знаний по уважительным причинам, проверка знаний переносится на следующее заседание Комиссии, но не более двух раз подряд.
В случае неявки более двух раз подряд повторная подача документов возможна не ранее, чем через 6 (шесть) месяцев с момента отправки поданных документов в адрес Претендента.
III. Проверка знаний претендента (эксперта)
10. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится в два этапа: квалификационный экзамен в устной форме по направлению экспертной деятельности, указанных в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения в соответствии с перечнем вопросов, утвержденных распоряжением Министерства культуры Российской Федерации, и устное собеседование применительно к знанию международных актов, законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вопросы для проверки знаний претендента (эксперта) формируются и утверждаются приказом Министерства не реже 1 раза в 5 лет.
10.1. В случае повторного получения полномочий в качестве эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы претендент (эксперт) проходит проверку знаний только в форме устного собеседования применительно к знанию международных актов, законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
10. В целях проведения проверки знаний в Министерстве создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии (далее - аттестационная комиссия).
Состав аттестационной комиссии и положение о ней утверждаются Министерством.
12. Билет для устного экзамена содержит 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, реставрации, приспособления к современному использованию, ремонта и консервации. Решение о результатах устного экзамена принимается аттестационной комиссией путем голосования.
13. По результатам проверки знаний аттестационная комиссия принимает решение о соответствии либо о несоответствии претендента (эксперта) требованиям к знанию актов (документов). Указанное решение принимается в день проведения проверки знаний.
14. В ходе проведения проверки знаний не допускается использование претендентом (экспертом) специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент (эксперт) удаляется с проверки знаний, соответствующая запись заносится в протокол аттестационной комиссии. В этом случае претендент (эксперт) вправе представить документы для прохождения аттестации (переаттестации) не ранее чем через 12 месяцев.
15. Претендент (эксперт) вправе ознакомиться с результатами проверки знаний и решением аттестационной комиссии непосредственно после ее проведения.
16. На основании документов, представленных претендентом (экспертом), и результатов проверки знаний Комиссия принимает следующие решения:
а) об установлении полномочий в качестве эксперта по заявленным объектам экспертизы;
б) об отказе в установлении полномочий в качестве эксперта.
17. В случае принятия Комиссией решения об отказе в установлении полномочий в качестве эксперта претендент уведомляется с указанием причин отказа.
18. Основаниями для отказа в установлении полномочий в качестве эксперта по результатам проверки знаний являются:
а) отсутствие знаний международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
б) отсутствие знаний по направлению экспертной деятельности (архитектура, археология, история, искусствознание) и опыта для проведения необходимых исследований и оформления по их результатам соответствующих документов и заключений экспертиз;
в) выявление недостоверной информации в заявлении претендента (эксперта) и (или) прилагаемых к нему документах;
г) несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (в случае повторного получения полномочий эксперта);
д) в случае замещения государственных должностей Российской Федерации и государственных должности субъектов Российской Федерации в органах исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление деятельности в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
е) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий в качестве эксперта проводится по заявлению претендента не ранее чем через 1 год после отказа в установлении полномочий в качестве эксперта.
19. В соответствии с решением (протоколом) Комиссии издается приказ Министерства об установлении полномочий в качестве эксперта в срок не более 30 рабочих дней с момента проведения проверки знаний.
20. О принятом решении Комиссии претендент получает уведомление и оригинал аттестата посредством почтового отправления (заказным письмом), по электронной почте, факсограммой или по телефонной связи не позднее 30 рабочих дней после выпуска приказа Министерства об установлении полномочий в качестве эксперта.
21. Министерство ведет реестр аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы и осуществляет размещение информации о них на официальном сайте Минкультуры России в сети Интернет.
22. В реестр аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы вносятся обновленные сведения не позднее 30 рабочих дней после выпуска приказа Министерства об установлении полномочий в качестве эксперта.
IV. Досрочное прекращение полномочий эксперта
23. Министерство имеет право досрочно прекратить полномочия аттестованного эксперта в случае установления следующих фактов:
23.1. Наличие трех и более принятых решений органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, проведенном одним и тем же экспертом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, по следующим причинам:
- несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
- выявлении в отношение эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
23.2. Привлечение к административной или уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении экспертизы.
24. Решение по пункту 23.1 принимается только на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, общественных организаций в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, от уполномоченных органов исполнительной власти охраны объектов культурного наследия, в письменной форме.
25. Решение по пункту 23.2 принимается на основании информации, поступившей в Минкультуры России уполномоченных органов власти в области государственной охраны объектов культурного наследия в письменной форме.
26. При поступлении информации, указанной в пункте 23, вопрос о лишении статуса аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы рассматривается на очередном заседании Аттестационной комиссии Минкультуры России.
По результатам рассмотрения Аттестационная комиссия Минкультуры России принимает мотивированное решение о лишении статуса аттестованного эксперта или об оставлении статуса аттестованного эксперта без изменений.
27. В случае досрочного прекращения полномочий эксперта повторная подача документов на получение статуса эксперт возможна не ранее через 3 года после принятия такого решения.
Приложение N 2
к Порядку аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы
от _____________________N_______
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
В Аттестационную комиссию
Министерства культуры
Российской Федерации
______________________
______________________
______________________
(Ф.И.О. заявителя)
ЗАЯВЛЕНИЕ
на право получения/продления полномочий эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы
Прошу присвоить/продлить мне/мои полномочия эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы на следующие объекты государственной историко-культурной экспертизы*(1):
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; |
|
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; |
|
документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ; |
|
документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия; |
|
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; |
|
документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из единого государственного Реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; |
|
документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; |
|
документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия; |
|
проекты зон охраны объекта культурного наследия; |
|
документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия; |
|
проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. |
|
О себе сообщаю:
Фамилия, имя, отчество заявителя:
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата рождения
|
Документ, удостоверяющий личность:
(наименование документа)
| ||
| ||
|
Серия Номер Дата выдачи
|
Кем выдан
|
Код подразделения
Место жительства заявителя:
|
|
|
|
|
|
(Индекс)
(Республика, область, район)
|
(город)
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Улица д. корп. кв.
|
Контактный телефон:
|
Эл. Почта:
Сведения об образовании:
а) среднее, высшее (или) послевузовское профессиональное образование:
Наименование образовательного учреждения |
Специальность |
Дата выдачи |
|
|
|
|
|
|
б) профессиональная переподготовка / повышение квалификации
Наименование образовательного учреждения |
Специальность |
Дата выдачи |
|
|
|
|
|
|
|
Ученая степень*(2):
|
Опыт работы (стаж) по соответствующему
профилю экспертной деятельности:
Сведения о работе по соответствующему профилю экспертной деятельности:
N |
Наименование организации |
Занимаемая должность |
Период работы |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
Место работы заявителя (в настоящее время):
|
(полное наименование организации (юридического лица) с указанием его организационно-правовой формы)
Адрес (место нахождения) организации:
|
|
|
|
|
|
(Индекс)
(Республика, область, район)
|
(город)
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Улица д. корп. кв.
|
Контактный телефон:
|
Эл. Почта:
Настоящим подтверждаю, что представленная мною информация и документы являются подлинными.
С условиями аттестации согласен(а).
Я также даю свое согласие в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных":
1) на автоматизацию, обработку моих персональных данных: согласен/не согласен (нужное подчеркнуть);
2) на размещение информации на официальном сайте Министерства в сети Интернет:
а) фамилии, имени, отчества: согласен/не согласен (нужное подчеркнуть);
б) адреса электронной почты: согласен/не согласен (нужное подчеркнуть);
в) контактного(ых) телефона(ов): согласен/не согласен (нужное подчеркнуть).
Приложение:
|
копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность |
в __ экз. на___ л. |
|
заверенная(ые) копия(и) документа(ов) о среднем, высшем и (или) послевузовского профессионального образования |
в __ экз. на___ л. |
|
заверенная(ые) копия(и) документа(ов) о дополнительном профессиональном образовании |
в __ экз. на___ л. |
|
заверенные копии документов заверенная(ые) копия(и) документа(ов), подтверждающие наличие у заявителя научных знаний навыков по соответствующему профилю экспертной деятельности |
в __ экз. на___ л. |
|
заверенная копия трудовой книжки (выписки из трудовой книжки) |
в __ экз. на___ л. |
|
сведения о проводившейся экспертной деятельности и (или) научно-исследовательской работе по соответствующему профилю экспертной деятельности |
в __ экз. на___ л. |
|
иные документы |
в __ экз. на___ л. |
|
опись с точным перечнем документов |
в __ экз. на___ л. |
_____________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О. заявителя полностью)
"_____" _______________ 20___ г.
Приложение N 3
к Порядку аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы
от _____________________N_______
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
Перечень проведенных государственных историко-культурных экспертиз
N п/п |
Объект государственной историко-культурной экспертизы |
Наименование ОКН |
Сроки выполнения ИКЭ |
Состав экспертной комиссии |
Адрес в сети "Интернет", где размещена экспертиза |
Решение, которое принято уполномоченным органом относительно ИКЭ (согласие с выводами/не согласие с выводами) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-------------------------------------------
*(1) нужное отметить
*(2) если имеется
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство РФ уточнит порядок аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Изменятся требования к образованию и стажу работы кандидатов. Будет предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий эксперта. Определяются сроки рассмотрения документов кандидатов.