Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и Нормативы численности охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138"
(подготовлен Минприроды России 27.06.2019 г.)
В результате применения нормативов допустимого изъятия диких копытных животных при невысоких плотностях их населения, установленных приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 г. N 138, охотпользователи вынужденно завышают данные учетов численности охотничьих ресурсов, чтобы получить квоты добычи в угодьях с недостаточным количеством животных. В связи с чем не обеспечиваются ожидаемые результаты реализации мероприятий, направленных на устойчивое существование и устойчивое использование охотничьих ресурсов.
Вследствие этого с 2010 года фиксируется резкий "рост" численности копытных животных. Так, в Республике Саха (Якутия) по этой причине численность лося выросла за 15 лет практически в 2 раза (с 40 тыс. особей до 80 тыс.). При численности более 100 тыс. особей в Финляндии добывается более 40 тыс. лосей, тогда как в Якутии лишь около 2 тыс. лосей, что косвенно свидетельствует о завышении данных по численности лося.
Например, в ряде охотничьих угодий, например Ярославской и Тверской областей, плотности населения лося значительно превышают оптимальные значения (3-4 особи на 1000 га) и составляют до 8 особей на 1000 га и более. При этом норматив допустимого изъятия при плотности населения 10-12 особей на 1000 га составляет 10-12% от численности. В результате охотпользователи завышают данные учетов численности с целью получения большей квоты добычи, которая, в целом, соответствует принципам рационального использования охотничьих ресурсам.
Предлагаемое увеличение норматива добычи сеголетков и снижение норматива допустимого изъятия самцов копытных животных на реву обусловлено необходимостью формирования оптимальной структуры группировок видов охотничьих ресурсов. При существующем нормативе допустимого изъятия сеголетков (20% от квоты добычи) добыча одного молодого животного возможна при квоте добыче 5 особей (например, лося), тогда как во многих охотничьих хозяйствах квота добычи не превышает 2-3 особей. В результате добыча сеголетков в Костромской области составляет 14,3%, в Тверской области - 14,9%, в Республике Марий Эл - 10,8%, в Республике Башкортостан - 11,37%.
Высокий норматив добычи самцов во время гона и самцов с пантами (25%) приводит к значительному изъятию из популяций копытных животных наиболее ценных самцов-производителей, причем в сезон размножения, что существенно снижает воспроизводственный потенциал вида.
В результате, низкий норматив допустимого изъятия сеголетков (20%) и высокий (25%) для взрослых самцов на реву и с неокостеневшими рогами (пантами) приводит к преимущественному опромышлению взрослых животных. С целью сохранения наиболее продуктивной части группировок копытных животных предлагается увеличить долю сеголетков в квоте добычи и сократить в ней долю взрослых самцов во время гона и самцов с неокостеневшими рогами (пантами).
Сравнительный анализ действующих в настоящее время нормативов допустимого изъятия копытных животных и нормативов плотности их населения и нормативов изъятия, утвержденных Главохотой РСФСР от 04 февраля 1986 года "Временные нормативы плотности населения основных охотничье-промысловых видов копытных животных" (далее - Временные нормативы) и от 22 августа 1984 года "Инструкция о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР" (далее - Инструкция), показал следующее.
При хозяйственно - целесообразных плотностях населения лося 2-6 особей/1000 га максимальный процент изъятия достигал 20% от численности, при плотности населения 1-2 особи/1000 га - 15%, при плотности населения - 0,3 - 0,7 особи/1000 га - 10%. Плотность населения 4 особи/1000 га считалась оптимальной, при которой не наносится существенный вред лесному хозяйству и обеспечивается максимальный норматив допустимого изъятия.
В 2015 году плотности населения лося в регионах Российской Федерации были сравнимы, а в ряде случае превышали указанные выше хозяйственно - целесообразные плотности населения, установленные Временными нормативами. При этом максимальный процент изъятия лося по действующим нормативам ниже установленного Инструкцией: при плотности населения до 1 особи/1000 га он составляет 3% от численности, при плотности населения 1-2 особи/1000 га - 5%, при плотности населения 2-4 особи/1000 га - 7%.
Низкие нормативы допустимого изъятия диких копытных животных, с одной стороны, ограничивают удовлетворение потребностей охотников в доступе к охоте на них, поступление средств в федеральный и местные бюджеты, вызывают протестное браконьерство, а с другой, приводят к искусственному завышению охотпользователями плотностей населения и численности диких копытных животных.
Учитывая необходимость более полного удовлетворения потребностей охотников в охоте с учетом оптимального освоения имеющихся ресурсов при соблюдении требований к оптимизации структуры популяций диких копытных животных, проектом приказа предлагается увеличение нормативов допустимого изъятия лося, сибирской и европейской косуль, благородного и пятнистого оленей, животных в возрасте до 1 года, а также сокращение норматива допустимого изъятия взрослых самцов во время гона и с неокостеневшими рогами.
Уменьшение норматива численности бурого медведя в охотничьих угодьях обусловлено постоянным ростом его численности и необходимостью предоставления права принятия уполномоченными органами решения о регулировании численности при меньшей плотности населения хищника для предотвращения участившихся случаев его контактов с человеком, представляющих опасность для жизни людей и сельскохозяйственных животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.