Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), провело оценку регулирующего воздействия проекта федерального закона "О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые разработан на основании пункта 15 плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 1166-р, и во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N ВМ-П16-42пр (раздел II, пункт 4), от 10 августа 2018 г. N ВМ-П13-55р (пункт 4), а также в целях повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения повышенных темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанных целей проектом акта предлагается предоставить налогоплательщикам - резидентам специальных экономических зон, получившим статус резидента в соответствии с разрабатываемым проектом федерального закона "О преференциальных режимах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ряд налоговых льгот.
Проект акта предусматривает предоставление органам власти субъектов Российской Федерации дополнительных полномочий по предоставлению налогоплательщикам - резидентам специальных экономических зон права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. По информации, указанной в финансово-экономическом обосновании к проекту акта, объем выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также доходов (расходов) физических и юридических лиц будет оценен в переходный период на основе заявок субъектов Российской Федерации на создание новых специальных экономических зон и перевода действующих территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности под режим специальных экономических зон.
Публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) было проведено в сроки с 28 ноября по 19 декабря 2018 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/86294 (ID проекта: 02/04/11-18/00086294). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от органов власти Нижегородской области, Курганской области, Липецкой области, Ставропольского края и от гражданина Э.М. Цыганкова. Данные замечания и предложения были включены в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 3 по 11 июня 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от Российского союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Не учтенные в настоящем заключении замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций, которые рекомендуется детально рассмотреть и по возможности учесть их при дальнейшей доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, содержащейся в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества и иными экспертами по проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
N |
Замечания и (или) предложения |
1 |
В соответствии со статьей 35.1. Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 01.05.1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" проекты федеральных законов "О преференциальных режимах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в целях регулирования особенностей трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов специальных экономических зон)", "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" должны быть рассмотрены на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как затрагивающие вопросы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. |
2 |
Ни один из существующих преференциальных режимов не предусматривает обнуление ставок страховых взносов. Полагаем, что возможно установление вариантов льготных тарифов по портфелям преференциальных режимов (в этом случае они должны быть прямо зафиксированы в Налоговом кодексе, например, преференциальный режим первого типа - тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 14 %; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2 %; на обязательное медицинское страхование - 4 % и т.д.) либо на уровне отдельной специальной экономической зоны. Кроме того, учитывая необходимость компенсировать из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам недополученные из-за применения пониженных ставок страховых взносов поступления, необходимо включить расчет данных дополнительных расходов и в пояснительную записку, и в финансово-экономическое обоснование. |
3 |
Законопроект вносит поправки в статью 284 НК РФ в отношении ставок налога на прибыль для резидентов специальной экономической зоны, но не вносит никаких изменений в статью 284.4 НК РФ, устанавливающую особенности применения таких ставок. Такие изменения необходимы, иначе не будет определен порядок и особенности применения ставок. Особенности применения ставок по налогу на прибыль резидентами СЭЗ должны быть установлены в статье 284.4 либо прописаны отдельной статьей. В частности, предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 284.4, изложив его в следующей редакции: "2. Налогоплательщик - резидент территории опережающего социально-экономического развития либо налогоплательщик - резидент свободного порта Владивосток либо налогоплательщик - резидент специальной экономической зоны при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток либо на территории специальной экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в том числе вне территории специальной экономической зоны, вправе применять налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, к налоговой базе, определяемой одним из следующих способов: 1) ко всей налоговой базе, в случае если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток либо на территории специальной экономической зоны, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой (без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 статьи 250 настоящего Кодекса); 2) к части налоговой базы, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток либо на территории специальной экономической зоны. Выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика - резидента территории опережающего социально-экономического развития либо налогоплательщика - резидента свободного порта Владивосток либо налогоплательщика резидента специальной экономической зоны и не подлежит изменению в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток либо на территории специальной экономической зоны.". |
4 |
В соответствии с подпунктами б) и в) пункта 3 статьи 2 Законопроекта вносятся изменения в пункты 2 и 3 статьи 342.3 НК РФ. Однако указанные пункты утратили силу (Федеральный закон от 23.05.2016 N 144-ФЗ). Полагаем, что указанные в п. б) и в) изменения должны вноситься в пункты 4 и 5 статьи 342.3 НК РФ. |
5 |
Опасение субъектов Российской Федерации что выпадающие доходы их бюджетов в связи с предоставлением налоговых преференций длительное время не будут восполнены. Опасение инвесторов что предусмотренные данным законом налоговые послабления им могут быть не предоставлены или предоставлены не в полной мере, поскольку законопроект предусматривает дискреционные полномочия субъектов Российской Федерации и индивидуальный подход к решению о предоставлении налоговых льгот. |
6 |
Положения законопроекта в части изменений в статью 56 части 1 Налогового Кодекса, в пункт 1.12 статьи 284, пункт 5 статьи 361, п.12.1 статьи 427 в части установления (отмены)налоговых льгот инвестиционным соглашением о реализации проекта на территории специальной экономической зоны противоречит положениям статьи 1, пунктов 1,2 статьи 44, пункта 2 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым основаниями установления налогов и сборов является законодательство о налогах и сборах., а льготы по налогам и сборам и основания для их использования предусматриваются при установлении налога в актах налогового законодательства. Таким образом, налоговые льготы устанавливаются налоговым законодательством и не могут быть установлены инвестиционным соглашением. Установление налоговых льгот инвестиционным соглашением может носить криминогенный характер. Кроме того, предлагаемый в абзаце 2 пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса индивидуальных характер налоговых льгот не согласуется с предлагаемыми этим же законопроектом изменениями в статьи 381 (предлагается дополнить пунктом 29), 395 (предлагается дополнить пунктом 14), 427 (пункт 1 дополняется подпунктом 16, а пункт 2 подпунктом 7), предусматривающими видовой а не индивидуальный подход к установлению налоговых льгот - для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента специальной экономической зоны. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.