Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных органах, ответственных за реализацию технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 05.07.2019 г.)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р Минпромторг России определен головным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию положений технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции.
В соответствии с Планом-графиком мероприятий, направленных на реализацию технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" в Российской Федерации (далее - План-график), одобренным на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (протокол от 29 января 2019 г. N 1 утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации, председателем Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции А.Г. Силуановым 16 марта 2019 г.), на Минпромторг России возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за выполнение мероприятий по своевременной подготовке промышленности к деятельности в условиях вступления в действие данного регламента в июне 2021 года.
Одновременно в соответствии с пунктом 5 Плана-графика Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2019 году поручено разработать и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных органах, ответственных за реализацию технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (далее - проект постановления).
Указанный технический регламент имеет ряд особенностей, а именно: при его разработке учтены Рекомендации ООН "Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции" (далее - СГС) в части установления критериев классификации опасности химических веществ и смесей для здоровья человека и окружающей среды, а также опасностей, обусловленных их физико-химическими свойствами; элементов системы информирования, включающих в себя требования к маркировке и паспорту безопасности. Кроме того, вступление в силу регламента увязано с вступлением в силу порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Союза и порядка нотификации новых химических веществ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 плана-графика Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2019 году необходимо сформировать перечень химических веществ, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, с учетом предложений субъектов деятельности в сфере промышленности (провести инвентаризацию) для их последующего включения в национальную часть Реестра.
Особенностью этого процесса является сам факт включения химических веществ в Реестр, не требующий в дальнейшем проведения дополнительных дорогостоящих исследований и испытаний.
Напротив, после введения в действие регламента, потребуется полномасштабная оценка химических веществ, выводимых на рынок Евразийского экономического союза, в соответствии с установленными требованиями.
В этой связи проведение инвентаризации химических веществ предлагается осуществить с учетом интересов изготовителей и импортеров химической продукции относительно допуска продукции на рынок, предоставляя возможность дополнительной подачи сведений о химических веществах в первом полугодии 2020 года.
Отсутствие химического вещества в Реестре обусловливает необходимость проведения процедуры нотификации, сопровождающейся предоставлением в уполномоченный орган большого количества подтверждающих документов, в том числе отчета о химической безопасности, протоколов исследований по определению биоаккумуляции, канцерогенности, мутагенности, токсичности и т.д.
Представляется целесообразным делегирование полномочий по верификации данных по новым химическим веществам в рамках их нотификации Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом проверка представляемых заявителем сведений на соответствие химической продукции заявленной области применения, данных оценки входящих в ее состав химических веществ (в части, касающейся) относятся также к полномочиям и сфере деятельности ряда иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В их числе - Росприроднадзор (Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российскую Федерацию ядовитых веществ, утвержденный приказом Минприроды России от 9 июня 2014 г. N 259, пункт 5.5.13 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400), Минсельхоз России (пункт 5.5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450), МВД России (Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пункт 11 (пункты 24, 40 и 41) Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699), Ростехнадзор (пункты 5.3.1.5 и 6.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401), ФСБ России (пункт 8 (подпункт7) Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960) и другие федеральные органы исполнительной власти, полномочия которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".
Представляется целесообразным взаимодействие Минпромторга России с указанными федеральными органами исполнительной власти осуществлять в рамках нотификации новых химических веществ и разрешительной государственной регистрации (при необходимости) путем межведомственного электронного взаимодействия.
Государственную регистрацию химической продукции в режиме "одного окна" целесообразно реализовывать в рамках государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП), объединяющей в настоящий момент ресурсы и аналитические возможности более 10 000 предприятий промышленности, ориентированной на разработку системы отраслевых балансов.
ГИСП имеет гибкие настройки и потенциал для развития, возможность включения новых сегментов, в том числе национальной части Реестра и обеспечение взаимодействия с интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза.
Для реализации новых функций потребуется увеличение штатной численности, изменение структуры и штатного расписания центрального аппарата Минпромторга России и Роспотребнадзора, предложения по которым будут представлены дополнительно.
На международном уровне задачи регулирования обращения химических веществ и смесей (химической продукции) решаются в рамках следующих международных организаций и форумов:
а) Комитет по химии ОЭСР - участвуют представители 34 стран, а также бизнес-сообщества (распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 409-р головная роль возложена на Минпромторг России);
б) Химический диалог форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) - участвуют представители 21 страны, а также национальных профессиональных объединений и союзов (головная роль Минпромторга России определена поручением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2012 г. N ИШ-П2-601);
в) Подкомитет экспертов ООН-СГС: в 2002 году на Всемирном саммите по устойчивому развитию международное сообщество приняло СГС.
Российская Федерация (в лице Минпромторга России) наравне с США и ЕС является страной-лидером в проекте Подкомитета ООН экспертов по СГС по созданию глобального списка химических веществ, классифицированных в соответствии с критериями СГС (всего в работе подкомитета принимают участие представители 25 стран, стран ЕС и 19 международных организаций). При этом классификация опасности химической продукции может явиться ценообразующим фактором и нетарифным барьером в международной торговле химической продукцией в случае различий в классификации между страной-экспортером и страной-импортером;
г) "Стратегический подход к международному регулированию химических веществ" (СПМРХВ). 175 правительств и 85 неправительственных организаций, а также межправительственные организации ООН участвуют в реализации всеобъемлющей глобальной Межорганизационной программы по рациональному регулированию химических веществ, включая ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНИТАР, ОЭСР, ФАО, МОТ, ПРООН и Всемирный банк.
Общей целью СПМРХВ является "использование и производство химических веществ таким образом, при котором неблагоприятные последствия для здоровья человека и окружающей среды будут минимальными" ("Цель-2020").
В настоящее время во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2015 г. N АХ-П9-5069 сформирована и успешно работает межведомственная рабочая группа по вопросам участия Российской Федерации в деятельности СПМРХВ под сопредседательством представителей Минприроды России и Минпромторга России и с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МИДа России, Минздрава России, Минсельхоза России, Минобороны России, Минтранса России, Минстроя России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора), а также ряда организаций.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить головную роль Минпромторга России в области регулирования обращения химических веществ и смесей, делегировав ему функции по представлению интересов Российской Федерации и осуществлению взаимодействия с международными организациями и форумами в указанной сфере деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время принятие и реализация проекта постановления не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.