Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении Положения об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Роспотребнадзором 03.07.2019 г.)
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.04.2017 N 213 "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Роспотребнадзора
от "___" _____20___ г. N _____
ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внутреннего финансового аудита (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила).
Положение определяет основные цели, принципы, требования к организации, проведению и структуре внутреннего финансового аудита, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внутреннего финансового аудита (Роспотребнадзором).
2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения Роспотребнадзором бюджетных полномочий, направленной на повышение качества выполнения внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
3. В соответствии с пунктом 29 Правил целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
Проведение внутреннего финансового аудита считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
II. Организация внутреннего финансового аудита
4. В соответствии с пунктом 28 Правил внутренний финансовый аудит осуществляется наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости Отделом внутреннего контроля и аудита (далее - субъект аудита), входящим в Финансово-экономическое управление Роспотребнадзора, подчиняющееся непосредственно и исключительно руководителю Роспотребнадзора.
5. Объектами внутреннего финансового аудита в Роспотребнадзоре являются структурные подразделения центрального аппарата Роспотребнадзора, ответственные за финансовую и хозяйственную деятельность центрального аппарата Роспотребнадзора, а также подведомственные Роспотребнадзору организации и учреждения.
6. В соответствии с пунктом 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель Роспотребнадзора.
7. Руководитель Роспотребнадзора при организации внутреннего финансового аудита исключает участие субъекта аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
8. В соответствии с пунктом 28 Правил деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности и профессиональной компетентности, эффективности, независимости, а также системности (стандартизации) и ответственности.
9. Аудиторские проверки проводятся аудиторской группой, состав которой зависит от темы и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объектов аудита.
10. Аудиторская группа создается в составе не менее двух человек, которую возглавляет руководитель аудиторской группы. Допускается изменение состава аудиторской группы с обязательным оформлением распорядительного акта Роспотребнадзора.
11. Состав аудиторской группы по каждой аудиторской проверке определяется решением (приказом) руководителя Роспотребнадзора.
12. В состав аудиторской группы могут входить:
- федеральные государственные гражданские служащие субъекта аудита;
- федеральные государственные гражданские служащие структурных подразделений центрального аппарата Роспотребнадзора;
- федеральные государственные гражданские служащие территориальных органов Роспотребнадзора, сотрудники подведомственных учреждений Роспотребнадзора, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами должностных лиц субъекта аудита (аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита (далее - руководитель аудиторской группы).
13. Руководители территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора на основании приказа (письменного распоряжения) руководителя Роспотребнадзора обязаны обеспечить участие своих сотрудников в плановых и внеплановых аудиторских проверках, проводимых Роспотребнадзором.
14. При подготовке к аудиторской проверке члены аудиторской группы изучают законодательные и иные нормативные правовые акты по теме аудиторской проверки, бюджетную (бухгалтерскую) отчетность, материалы проверок за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки, в том числе проведенных другими органами государственного финансового контроля, иные доступные материалы, характеризующие деятельность объекта аудита.
15. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
- соблюдать законодательные, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и акты Роспотребнадзора, регламентирующие деятельность объектов аудита, и строго руководствоваться ими при проведении аудиторских проверок;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с Программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Роспотребнадзором с применением в соответствии с пунктом 47(1) Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Роспотребнадзором порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
- знакомить руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) с Программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
- не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры;
- соблюдать права объектов аудита;
- быть независимым, принципиальным и объективным в оценке вскрываемых нарушений и недостатков, соблюдая при этом профессиональную этику;
- документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного материального ущерба и другие последствия, причины допущенных нарушений;
- в процессе аудиторских проверок добиваться принятия мер к прекращению выявленных нарушений и их предупреждению, возмещению причиненного материального ущерба;
- при выявлении злоупотреблений с денежными средствами и материальными ценностями, незаконных действий должностных лиц объекта аудита, повлекших причинение ущерба и содержащих признаки наказуемого деяния, немедленно докладывать руководителю Роспотребнадзора;
- при проверке первичных документов, подтверждающих правомерность и достоверность финансово-хозяйственных операций, обеспечить их хранение, исключающее доступ к ним других лиц;
- оказывать объектам аудита практическую помощь в организации и совершенствовании внутреннего финансового контроля;
- соблюдать требования по защите государственной тайны.
16. При проведении аудиторских проверок аудиторская группа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации имеет право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания объекта аудита (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа о проведении контрольного мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
- в необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые, складские и архивные помещения, требовать от должностных и других лиц объекта аудита представления письменных справок и объяснений по вопросам, возникающим при проведении аудиторской проверки (в случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов делать в акте соответствующую запись);
- проверять первичные учетные, отчетные и иные документы, относящиеся к проводимому контрольному мероприятию, фактическое наличие и правомерность использования денежных средств и материальных ценностей, ценных бумаг;
- проводить встречные проверки достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций, при необходимости получать из других организаций, которым выданы или от которых получены денежные средства и материальные ценности, справки и копии документов, связанные с указанными операциями;
- вносить предложения об устранении выявленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков, о возмещении причиненного материального ущерба, а в необходимых случаях - о передаче материалов по фактам злоупотреблений в правоохранительные органы.
17. В случаях отказа должностных лиц объекта аудита в допуске аудиторской группы на объект аудита, не создания условий для ее работы или не представления (задержки с представлением) информации по запросу членов аудиторской группы, оформляется акт по фактам создания препятствий в проведении аудиторской проверки.
Акт оформляет руководитель аудиторской группы с указанием даты, времени, наименования объекта аудита, данных должностных лиц, создавших препятствия в проведении аудиторской проверки, иной информации.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых в течение суток с момента составления направляет руководителю Роспотребнадзора, второй - руководителю объекта аудита.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
18. В соответствии с пунктом 31 Правил внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым Планом внутреннего финансового аудита Роспотребнадзора (далее - План).
19. В соответствии с пунктом 33 Правил аудиторские проверки подразделяются на:
- выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита;
- камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита.
20. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению и утверждается руководителем Роспотребнадзора до 30 декабря текущего календарного года.
21. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году и подразделяется на выездные, камеральные и комбинированные аудиторские проверки, по каждому объекту аудита указываются информация о последней аудиторской проверке в отношении данного объекта аудита, в том числе, проведенной органами государственного финансового контроля, и проверенном периоде, тема аудиторской проверки, проверяемый период и срок проведения аудиторской проверки (квартал), ответственные исполнители.
22. Тема аудиторской проверки формулируется исходя из направлений внутреннего финансового аудита, указанных в пункте 3 настоящего Положения, и формулируются исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
- аудит качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента);
- аудит достоверности бюджетной отчетности;
- аудит соответствия учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
- аудит законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.
В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений внутреннего финансового аудита.
Детализация темы аудиторской проверки по каждому объекту аудита отражается в Программе аудиторской проверки (пункт 40 настоящего Положения).
23. Выбор объектов аудита для включения в План осуществляется исходя из следующих критериев отбора:
а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля у главного администратора (администратора) бюджетных средств за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
в) организация внутреннего финансового контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
г) информации о выявленных нарушениях в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, которая предоставляется главным администраторам (администраторам) бюджетных средств (например, информация о результатах проверки отчета об исполнении соответствующего бюджета, включая результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств);
д) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;
е) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;
ж) применение объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.
24. В соответствии с пунктом 40 Правил при планировании аудиторских проверок (составлении Плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Роспотребнадзора в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок, который предусматривает до 30% временных, трудовых и финансовых ресурсов.
25. В соответствии с пунктом 41 Правил в целях составления Плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
26. В План могут вносится изменения сроков проведения и темы аудиторской проверки, проверяемых периодов, а также проверяемых объектов аудита в соответствии с решением руководителя Роспотребнадзора на основании мотивированных обращений субъекта аудита.
27. Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению руководителя Роспотребнадзора.
IY. Осуществление внутреннего финансового аудита, предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления
28. Аудиторская проверка назначается приказом руководителя Роспотребнадзора, которым утверждается:
а) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
б) тема аудиторской проверки;
в) сроки проведения аудиторской проверки.
29. Аудиторская проверка проводится на основании Программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Роспотребнадзора, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проверки (Приложение N 2 к настоящему Положению).
30. В соответствии с пунктом 45 Правил при составлении Программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа.
31. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- наименование объектов аудита;
- тему аудиторской проверки;
- сроки ее проведения;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, ответственных исполнителей (примерный перечень вопросов приведен в Приложении N 3 к настоящему Положению).
32. Исходя из темы и Программы аудиторской проверки руководитель аудиторской группы определяет объем и состав контрольных действий, а также методы сбора данных и информации.
33. В соответствии с пунктом 47 Правил аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником субъекта аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
34. Объекты аудита включаются в Программу аудиторской проверки на основании установленных критериев отбора объектов аудита.
35. В соответствии с пунктом 47(1) Правил в ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Роспотребнадзором, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
- осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
- определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
- существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Минфином России);
- вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Минфином России.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Минфина России.
36. В соответствии с пунктом 48 Правил при проведении аудиторской проверки осуществляется сбор доказательств, подтверждающих наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании денежных средств и материальных ценностей, деятельности объекта аудита.
Доказательства должны быть достаточно надежные, к которым относятся фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
37. Получение достаточных доказательств достигается в процессе сбора фактических данных и информации (на основании письменных и устных запросов) в период предварительного изучения объекта аудита, их анализа на предмет достоверности, а также в ходе проведения аудиторской проверки.
38. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения аудиторской проверки Программа аудиторской проверки может быть изменена руководителем субъекта внутреннего финансового аудита на основании докладной записки руководителя аудиторской группы с изложением причин о необходимости внесения изменений. Измененная Программа аудиторской проверки утверждается или отклоняется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня ее представления на утверждение.
39. Порядок проведения плановых аудиторских проверок включает в себя порядок принятия решения о назначении, приостановлении, возобновлении и продлении аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки проводятся в соответствии с Планом на основании приказа руководителя Роспотребнадзора о проведении аудиторской проверки (далее - Приказ).
40. Приказ содержит следующие сведения:
- основание для решения о проведении аудиторской проверки;
- цель проведения аудиторской проверки;
- вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная);
- наименование объекта аудита;
- состав аудиторской группы;
- срок проведения аудиторской проверки;
- Программа аудиторской проверки, содержащая перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
41. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторской проверки, зависит от темы аудиторской проверки, ее вида, специфики деятельности и объема финансирования объекта аудита.
42. При необходимости в Программу аудиторской проверки могут быть включены другие вопросы, учитывающие конкретные обстоятельства проведения аудиторской проверки.
43. Руководитель аудиторской группы при прибытии на объект аудита должен предъявить руководителю объекта аудита копию приказа Роспотребнадзора, ознакомить его с программой аудиторской проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
44. Предельные сроки проведения аудиторской проверки определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
45. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен или приостановлен решением руководителя Роспотребнадзора на основании докладной записки руководителя аудиторской группы, но не более чем на 20 рабочих дней.
Приказ о продлении или приостановлении срока проведения аудиторской проверки доводится до сведения руководителя аудиторской группы и руководителя объекта аудита.
46. Срок продления или приостановления аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления или продления аудиторской проверки.
В случае продления или приостановления сроков проведения аудиторских проверок, изменения в годовой план внутреннего финансового аудита не вносятся.
47. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) большое количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, требующей дополнительного изучения.
48. Основанием для приостановления срока проведения аудиторской проверки являются:
а) неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита;
б) непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
в) воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонении от проведения аудиторской проверки;
г) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
д) наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки.
49. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки руководитель субъекта внутреннего финансового аудита извещает руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо) о приостановлении аудиторской проверки и направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
а) копию приказа Роспотребнадзора о приостановлении аудиторской проверки;
б) письменное предписание о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки, с указанием срока выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
На время приостановления аудиторской проверки приостанавливается течение срока ее проведения.
После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые приказом руководителя Роспотребнадзора.
В случае неустранения причин приостановления аудиторской проверки данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения руководителя аудиторской группы с оформлением всей необходимой рабочей документации по аудиторской проверке.
50. При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, участники аудиторской группы предъявляют руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) документы, удостоверяющие их личность, и справки о допуске к государственной тайне.
51. В соответствии с пунктом 34 Правил должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита. Указанный запрос направляется объекту аудита в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, и должен содержать указание сроков исполнения запрос;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) в целях подготовки актов и заключений привлекать независимых экспертов и специалистов других структурных подразделений Роспотребнадзора, подведомственных Роспотребнадзору организаций и учреждений.
52. Руководители объектов аудита обязаны:
- обеспечить условия работы аудиторской группы с выделением необходимой информационно-вычислительной и копировальной техники, средств связи, с представлением документов и учетных данных, в том числе с предоставлением доступа к автоматизированной системе бухгалтерского учета, доступа к единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) в соответствии с программой аудиторской проверки;
- предоставить служебное помещение (служебные помещения), гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
- оказывать содействие в проведении аудиторской проверки, давать указания о предоставлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к теме аудиторской проверки;
- по требованию руководителя аудиторской группы обеспечивать проведение инвентаризации материальных ценностей, контрольных осмотров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных материально ответственных и других должностных лиц объекта аудита;
- принимать меры к устранению выявленных в процессе аудиторской проверки недостатков, предупреждению, прекращению и устранению нарушений;
- принимать решения о привлечении виновных должностных лиц к ответственности и возмещению причиненного ими ущерба.
53. Аудиторские проверки могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к каждому вопросу программы аудиторской проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к каждому вопросу программы аудиторской проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются таким образом, чтобы обеспечить возможность всесторонней оценки изучаемого вопроса программы аудиторской проверки для последующего формирования доказательств результатов контрольных действий.
54. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы аудиторской проверки принимается на этапе подготовки к ее проведению, исходя из содержания вопроса программы аудиторской проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего финансового контроля на объекте аудита, срока проведения аудиторской проверки.
V. Оформление результатов аудиторской проверки
55. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления руководителем аудиторской группы копии приказа Роспотребнадзора о проведении аудиторской проверки руководителю объекта аудита или лицу, его замещающему.
Датой окончания аудиторской проверки считается день подписания акта аудиторской проверки руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).
56. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее - акт проверки) в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Положению, который имеет следующую структуру:
- основание для проведения аудиторской проверки;
- тема аудиторской проверки;
- проверяемый период деятельности объекта аудита;
- вид аудиторской проверки;
- срок проведения аудиторской проверки (дата начала и дата окончания);
- методы проведения аудиторской проверки;
- перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки;
- общие сведения об объекте аудита за проверяемый период;
- результаты контрольных действий по каждому вопросу программы аудиторской проверки (с указанием данных о члене аудиторской группы, проводившего данные контрольные действия и срока их проведения);
- обобщенные результаты аудиторской проверки, которые должны содержать краткую характеристику выявленных нарушений и недостатков в использовании денежных средств, материальных ценностей или деятельности объекта аудита, с указанием ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные нарушения и недостатки, а также оценку причиненного ущерба;
- приложения к акту проверки.
57. При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
58. При выявлении случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба (убытков) они отражаются в акте проверки с указанием:
- наименований законодательных, иных нормативных правовых актов и актов Роспотребнадзора, статей и пунктов требования которых нарушены;
- видов и сумм выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по видам средств (бюджетные средства, средства от приносящей доход деятельности) и по годам (бюджетным периодам) с расшифровкой их по кодам бюджетной классификации расходов, а в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств также указываются коды бюджетной классификации расходов, на которые следовало их отнести;
- причин допущенных нарушений и недостатков, их последствий;
- видов и сумм выявленного и возмещенного в ходе аудиторской проверки ущерба;
- конкретных должностных, материально ответственных или иных лиц, допустивших нарушения;
- принятых в период проведения аудиторской проверки мер по устранению выявленных нарушений и их результатов.
59. Нарушения, отражаемые в акте проверки, должны быть подтверждены доказательствами, отраженные в виде информации и копий следующих документов:
а) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения, в том числе результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных действий;
б) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объекта аудита по фактам, отраженным в акте;
в) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
г) иные документы и информация, имеющих отношение к теме проверки.
60. В акте проверки не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта аудита;
- помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
61. Акт проверки составляется в двух экземплярах (первый экземпляр -для учета и контроля субъектом аудита), второй - для объекта аудита), подписывается руководителем аудиторской группы, членами аудиторской группы и в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем завершения контрольных действий, вручается (направляется) руководителю объекта аудита либо уполномоченному им лицу на получение акта.
Копия документа (сопроводительного письма), подтверждающего факт направления акта проверки руководителю объекта аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.
62. Первый экземпляр акта проверки, подписанный должностными лицами объекта аудита, направляется в адрес Роспотребнадзора в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
63. В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) подписать акт проверки руководителем аудиторской группы в конце акта проверки производится запись об отказе от подписи и датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта проверки руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) либо дата получения объектом аудита акта проверки по уведомлению о вручении к заказному почтовому отправлению.
64. Объект аудита вправе представить в Роспотребнадзор возражения на акт проверки в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня его получения, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
65. Возражения, направленные объектом аудита с превышением сроков их представления, Роспотребнадзором не рассматриваются.
66. При получении письменных возражений по акту проверки, руководитель аудиторской группы в срок до 15 рабочих дней рассматривает их обоснованность и дает по ним письменное заключение.
67. Один экземпляр заключения после его утверждения руководителем Роспотребнадзора направляется руководителю объекта аудита нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением, второй - приобщается к материалам аудиторской проверки.
68. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством об архивном деле в Российской Федерации и правилами ведения делопроизводства Роспотребнадзора. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные таким образом сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт проверки.
VI. Проведение плановой камеральной аудиторской проверки
69. Основанием для проведения плановой камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) является приказ руководителя Роспотребнадзора в соответствии с Планом.
70. Приказ о проведении камеральной проверки содержит те же сведения, что и приказ о выездной аудиторской проверке.
71. Руководитель аудиторской группы по проведению камеральной проверки уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии приказа Роспотребнадзора о проведении камеральной проверки с приложением перечня документов (информации), запрашиваемых в рамках проведения камеральной проверки, и копии программы камеральной проверки в срок не позднее чем за 15 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.
72. Перечень документов (информации), необходимых для проведения камеральной проверки, представляется объектом аудита в адрес Роспотребнадзора в десятидневный срок со дня получения копии приказа о проведении проверки.
73. При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос) срок проведения камеральной проверки (дат ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.
74. Акт камеральной проверки оформляется в соответствии с разделом V настоящего Положения.
75. Возражения на акт камеральной проверки представляются объектом аудита и рассматриваются Роспотребнадзором в соответствии с пунктами 64, 65, 66 настоящего Положения.
VII. Порядок организации и проведения внеплановых аудиторских проверок
76. Приказ о проведении внеплановой аудиторской проверки, назначенной в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения, направляется объекту аудита не позднее 5 дней до даты начала аудиторской проверки.
77. Права и обязанности членов аудиторской группы при проведение внеплановых аудиторских проверок, аналогичны правам и обязанностям при их плановом проведении.
78. Срок проведения внеплановой аудиторской проверки определяется решением руководителя Роспотребнадзора в зависимости от темы аудиторской проверки (основания для ее проведения) с учетом предельного срока, определенного пунктом 44 настоящего Положения.
79. Результаты внеплановой аудиторской проверки оформляются актом проверки в соответствии с разделом V настоящего Положения.
80. Возражения на акт внеплановой аудиторской проверки представляются объектом аудита и рассматриваются Роспотребнадзором в соответствии с пунктами 64, 65, 66 настоящего Положения.
VIII. Составление и представление отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
81. На основании акта проверки составляется отчет о результатах проверки (далее - Отчет), который представляется руководителю Роспотребнадзора в соответствии с Приложением N 5 к настоящему Положению.
Срок подготовки отчета о результатах аудиторской проверки не включается в срок проведения аудиторской проверки.
Отчет содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) наименование объекта аудита;
б) решение, на основание которого проведена аудиторская проверка;
б) тему, цель и вид аудиторской проверки;
в) срок проведения аудиторской проверки;
г) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки;
д) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
е) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
ж) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
з) выводы о достоверности бюджетной отчетности, а также о соблюдении Роспотребнадзором порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
и) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
82. Отчет представляется руководителю Роспотребнадзора в течение 5 рабочих дней по окончании проведения аудиторской проверки.
83. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
в) наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
84. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
б) подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности;
в) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности;
г) представление указанных документов, полноту и достоверность отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по результатам такого контроля.
85. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки руководитель Роспотребнадзора принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) о проведении мероприятий, направленных:
- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
- на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
- на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- на изменение внутренних стандартов и процедур;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
86. При принятии руководителем Роспотребнадзора решения, предусмотренного абзацем первым пункта 85 настоящего Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку Плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Положению, осуществляет контроль за его выполнением и в установленный срок представляет в Роспотребнадзор информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков, принятых мерах по недопущению нарушений в дальнейшей деятельности.
87. Контроль по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, возложен на субъект аудита и включает следующие процедуры:
- получение от объектов аудита Информации об устранении нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторской проверки, принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков, в соответствии с Приложением N 7 к настоящему Положению, и принятых мерах по недопущению нарушений в дальнейшей деятельности, применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения (недостатки);
- оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;
- подготовка и представление руководителю Роспотребнадзора доклада о результатах по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторской проверки.
В случае несвоевременного или неполного выполнения Плана по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудиторских проверок, субъект внутреннего финансового аудита осуществляет подготовку и представление руководителю Роспотребнадзора соответствующего доклада для принятия управленческих решений.
IX. Порядок представления отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
88. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Роспотребнадзора, обобщать информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и отражать сведения о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы, об иных решениях о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых аудиторских проверок и подтверждать выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.
89. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) за отчетный финансовый год формируется субъектом аудита до 1 февраля текущего финансового года и с пояснительной запиской представляется руководителю Роспотребнадзора до 20 февраля текущего финансового года.
90. Форма годового отчета о результатах осуществления Роспортебнадзором внутреннего финансового аудита представлена в Приложении N 8 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.