Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 1.5 и 5.3 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 1 раздела IV Плана мероприятий на 2018-2024 годы (1 этап) по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым от 24 августа 2018 г.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью проекта акта является актуализация перечня работ и услуг в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 5 по 26 апреля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-19/00089664).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 17 по 24 июня 2019 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Союза Недропользователей, АО ХД "СДС-Уголь", АО "Нефтегазхолдинг", ПАО "МОЭК", ПАО "Северсталь",АО "ЕВРАЗ НТМК", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по горнопромышленному комплексу, Комитета промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей, Национального Объединения изыскателей и проектировщиков, Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве", Ассоциации "Безопасность туризма", АО "ТАИФ-НК", АО "ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "СУЭК", ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов", ПАО "Татнефть", ПАО "Фортум", ПАО НК "РуссНефть", содержащие замечания учтенные в настоящем заключении, а также рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия, предлагаемого им регулирования.
Проектом акта из перечня работ и услуг в области пожарной безопасности исключается охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе с одновременным включением в указанный перечень услуг и работ по профилактике и тушению пожаров в населенных пунктах, организациях и на объектах инфраструктуры, в том числе на договорной основе.
Необходимо обратить внимание, что в настоящее время в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Таким образом, перечень работ и услуг в области пожарной безопасности дополнен услугой, осуществление которой относится к лицензируемым видам деятельности. При этом из указанного перечня исключены услуги по охране от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе.
Таким образом, организации, планирующие оказывать или в настоящее время оказывающие услуги по охране от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, не смогут оказывать соответствующие услуги и будут вынуждены получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, что потребует дополнительных финансовых и временных затрат, либо прекратить свою деятельность.
Кроме того, организации, оказывающие в настоящее время услуги по охране от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, в случае принятия проекта акта будут вынуждены расторгнуть договор на оказание таких услуг с соответствующими организациями и населенными пунктами с последующей выплатой предусмотренных договором неустоек и компенсаций за досрочное расторжение такого договора, что приводит к риску возникновения необоснованных расходов у соответствующих организаций.
Дополнительно требуется отметить, что положениями проекта акта из перечня работ и услуг в области пожарной безопасности исключаются работы по строительству, реконструкция и ремонту зданий, сооружений, помещений пожарной охраны.
Таким образом, существует риск того, что вследствие принятия проекта акта соответствующие организации будут вынуждены переквалифицировать профиль своей деятельности либо прекратить ее осуществление.
Учитывая изложенное в целях исключения указанных рисков, считаем целесообразным доработать редакцию проекта.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риски возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание на низкое качество заполнения сводного отчета.
При заполнении пунктов 1.4 "Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования", 1.5 "Основание для разработки проекта акта" и 1.6 "Краткое описание целей предлагаемого регулирования" сводного отчета разработчиком использована одна и та же формулировка "актуализация перечня работ и услуг в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации", при этом не приведено конкретных данных об актуализируемых положениях соответствующего регулирования.
Раздел 3 сводного отчета так же, как и пункт 1.4 в качестве проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования называет актуализацию перечня работ и услуг без указания конкретных данных об актуализируемых положениях соответствующего регулирования.
Пункт 5.1 "Цели предлагаемого регулирования" не содержит какой-либо информации.
В разделе 7 не приведена количественная оценка участников отношений, которые будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Необходимо отметить, что наличие противоречий и отсутствие необходимой информации в сводном отчете не позволяет должным образом установить взаимосвязь между существующей проблемой и предлагаемым способом регулирования, а также оценку масштаба правового регулирования.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.