Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - проект акта, Порядок заполнения деклараций), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/03-19/00089508).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 14 марта по 3 апреля 2019 г.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения, представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта, замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 26 июня по 4 июля 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности.
Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
По результатам публичных консультаций СРО "Винодельческий союз" сообщило об отсутствии предложений и замечаний к проектируемому регулированию, ОАО "РЖД", ГК "О'КЕЙ", АО "Татспиртпром" представили замечания и предложения (справка прилагается).
Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
1. Абзацем десятым пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций определено, что в декларации N 6 об использовании производственных мощностей в графе 5 "норма минимального использования производственной мощности" "для организаций, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта" указывается норма минимального использования производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта. Участники публичных консультаций указали на неопределенность редакции. В настоящее время норма минимального использования мощностей установлена только для этилового спирта (код 020) и водки (код 200). Остается неясным, требуется ли заполнение указанной графы для головной фракции этилового спирта (код 090), дистиллятов (коды 110, 120, 130, 150, 160, 170, 180, 190), поскольку все они в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" включены в понятие "этиловый спирт". Аналогичная неопределенность связана с алкогольной продукцией, произведенной с использованием этилового спирта, которая не относится к водке (например, ликероводочные изделия (коды 211 и 212), коньяк (код 229), бренди (код 232), виски (код 237) и пр.
2. Абзацем тринадцатым пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций определено, что в декларации N 6 об использовании производственных мощностей в графе 6 "годовая производственная мощность" для организаций, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию, указывается "годовая производственная мощность, указанная в лицензии на соответствующий вид деятельности, в разрезе видов продукции". Между тем по данным участников публичных консультаций в лицензии, например, на производство хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки) указана производственная мощность по каждому структурному подразделению, производящему спиртные напитки. При этом в структурном подразделении могут производиться различные виды алкогольной продукции - водка, ликероводочные изделия, виски, коньяк, слабоалкогольная продукция. В лицензии указывается общая мощность в целом по филиалу, мощность по каждому виду продукции не указана.
3. Абзацем шестнадцатым пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций определено, что в декларации N 6 об использовании производственных мощностей в графах 7, 8, 9, 10 указывается производственная мощность, поквартально планируемая с учетом времени работы организации в отчетном периоде.
Остается неясным, должны ли данные планируемых объемов производственных мощностей в I, II, III, IV кварталах суммарно соответствовать показателю графы 6 "годовая производственная мощность". Обращаем внимание, что значение годовой производственной мощности, отражаемой в графе 6, - расчетная величина, формируемая на основании количества дней работы предприятия в году. Вместе с тем количество отработанных рабочих дней может отличаться от расчетного показателя. Представляется необходимым указать в указанном пункте на возможность несовпадения сумм данных граф 7, 8, 9, 10 и графы 6 декларации N 6.
4. Абзацем восемнадцатым пункта 8.2 Порядка заполнения деклараций определено, что в декларации N 6 об использовании производственных мощностей в графе 12 "коэффициент использования мощности за отчетный период (процентов)" указанный коэффициент за отчетный период рассчитывается как отношение объема произведенной продукции в отчетном периоде к производственной мощности организации в отчетном периоде. При этом дополнительно определяется, что "коэффициент использования мощности за отчетный год рассчитывается исходя из общего объема произведенной продукции за год и годовой производственной мощности организации".
Обращаем внимание на неопределенность в части расчета "коэффициента использования мощности за отчетный год". Отчетный период при подаче декларации - квартал, коэффициент использования мощностей рассчитывается по отчетному периоду - кварталу. В целом за год декларация не составляется.
5. Пунктом 8.3 Порядка заполнения деклараций определено, что "при наличии у организации обособленных подразделений графы раздела "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" декларации N 6 заполняются в соответствии с вышеуказанным Порядком их заполнения".
Обращаем внимание, что декларанты могут иметь в своем составе обособленные подразделения, не осуществляющие деятельность по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, оптовые склады, спиртохранилища). Представляется, что информация о деятельности таких обособленных подразделений не может быть включена в декларацию N 6 об использовании производственных мощностей. Представляется необходимым в указанном пункте 8 Порядка заполнения деклараций указать, что данные представляются только в отношении обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
6. Согласно пункту 9.5 Порядка заполнения деклараций в графах 12, 17 "перемещение внутри одной организации" раздела I декларации N 7 об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции указывается объем продукции, перемещенный из одного в другое обособленное подразделение организации в соответствии с сопроводительными документами (соответственно, при поступлении продукции и при ее расходе).
В соответствии с пунктом 9.5 Порядка заполнения деклараций в графе 13 "объем закупленной продукции" раздела II указанной декларации N 7 указывается фактический объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларации).
Остается неясным, должно ли быть отражено в графе 13 раздела II декларации N 7 перемещение продукции с оптового объекта на розничный объект в рамках одной организации.
7. Согласно пункту 10.2 Порядка заполнения деклараций в графах 13, 18 "перемещение внутри одной организации" раздела I декларации N 8 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи указывается объем продукции, перемещенный из одного в другое обособленное подразделение организации в соответствии с сопроводительными документами (соответственно, при поступлении продукции и при ее расходе).
Согласно пункту 10.4 Порядка заполнения деклараций в графе 12 "объем закупленной продукции" раздела II этой же декларации N 8 указывается фактический объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларации).
Остается неясным, должно ли быть отражено в графе 12 раздела II декларации N 8 перемещение продукции с оптового объекта на розничный объект в рамках одной организации.
8. Представляется целесообразным дополнение проекта акта разъяснениями по поводу случаев, когда количество фактически принятой продукции не соответствует объему продукции в сопроводительных документах, например, по причине естественной убыли продукции при хранении, перевозке продукции.
9. Обращаем внимание, что процесс формирования и представления отчетности у большинства участников правоотношений автоматизирован. Кроме того, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, как правило, располагают обособленными подразделениями (по состоянию на январь 2018 года в 45% субъектах Российской Федерации в среднем на одну лицензию приходилось 3 торговых объекта; при этом в Тюменской области есть лицензиаты, осуществляющие реализацию алкогольной продукции на 130, 180 и 260 торговых объектах).
В целях адаптации к новым требованиям бизнес-процессов и программного обеспечения участников правоотношений представляется необходимым предусмотреть переходный период вступления в силу проекта акта не менее 6 месяцев (двух кварталов). Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть возможность тестового режима предоставления деклараций, особенно учитывая ограниченные сроки корректирующих деклараций за каждый отчетный период.
10. Обращаем внимание, что в сводке предложений разработчик указал, что замечания X5 Retail Group о неопределенности в части необходимости отражения перемещения продукции с оптового объекта на розничный объект в рамках одной организации (графа 12 раздела II декларации N 8, графа 13 раздела II декларации N 7) учтены. Между тем неопределенность указанных положений сохраняется. Обращаем внимание разработчика на необходимость корректного заполнения сводки предложений.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в срок с 26 июня по 4 июля 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам публичных консультаций СРО "Винодельческий союз" сообщило об отсутствии предложений и замечаний к проектируемому регулированию, ОАО "РЖД", ГК "О'КЕЙ", АО "Татспиртпром" представили замечания и предложения.
ОАО "РЖД": "Учитывая, что процесс формирования и представления отчетности в ОАО "РЖД" автоматизирован, а подразделения ОАО "РЖД" осуществляющие закупку этилового спирта на технические цели, располагаются по всей территории Российской Федерации, вносимые проектом изменения, требуют времени для внесения изменений в настройки программного обеспечения. Следует предусмотреть срок переходного периода 1-2 квартала. При этом учитывая, что сроки представления корректирующих деклараций за каждый отчетный период ограничен, считаем целесообразным предусмотреть период времени для проведения тестирования сдачи отчетности по новым формам".
ГК "О'КЕЙ": "Рассмотрев проект приказа об утверждении порядка заполнения деклараций, мы считаем, что в текущей редакции проекта имеются отдельные неточности, которые потенциально могу помешать декларантам корректно заполнять декларации.
Предлагаем рассмотреть возможность дополнения проекта акта разъяснениями и уточнениями по положениям, описание которых приведено ниже.
В частности, при заполнении графы 13 "перемещение внутри одной организации" и графы 18 "перемещение внутри одной организации" раздала 1 декларации 8, а также графы 12 "объём закупленной продукции" раздела 2 декларации 8, возникает неопределённость по поводу того, должно ли быть отражено перемещение продукции с оптового объекта на розничный объект в рамках одной организации.
Так же предлагается рассмотреть возможность дополнения проекта акта разъяснениями по поводу случаев, когда количество фактически принятой продукции не соответствует объему продукции в сопроводительных документах".
АО "Татспиртпром": "абзацы 10, 13, 16, 18 пункта 8.2, п. 8.3 содержат положения, позволяющие трактовать их неоднозначно.
Пункт 8.2 абзац 10 "для организаций, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, - норма минимального использования производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта" - формулировка не однозначна. В настоящее время норма минимального использования мощностей установлена только для этилового спирта (код 020) и водки (код 200). Не ясно, требуется ли заполнение указанной графы для головной фракции этилового спирта (код 090), дистиллятов (коды 110, 120, 130, 150, 160, 170, 180, 190), поскольку все они в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ включены в понятие "этиловый спирт". Аналогичная ситуация с алкогольной продукцией с использованием этилового спирта, которая не относится к водке, такой как ликероводочные изделия (коды 211 и 212), коньяк (код 229), бренди (код 232), виски (код 237) и прочее.
Пункт 8.2 абзац 13 "для организаций, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию, - годовая производственная мощность, указанная в лицензии на соответствующий вид деятельности, в разрезе видов продукции;" - формулировка не однозначна. Так, в лицензии АО "Татспиртпром" на производство хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки) указана производственная мощность по каждому структурному подразделению, производящему спиртные напитки, но при этом на филиале, например, производятся водка, ликероводочные изделия, виски, коньяк, слабоалкогольная продукция, а мощность указана общая (в целом по филиалу), мощность по каждому виду продукции не указана.
Пункт 8.2 абзац 16 "в графах 7, 8, 9, 10 - производственная мощность, поквартально планируемая с учетом времени работы организации в отчетном периоде;" - формулировка не однозначна. Из формулировки не ясно, должна ли сумма граф 7, 8, 9, 10 соответствовать значению в графе 6. Может ли эта сумма быть больше или меньше значения в графе 6? Ведь значение в графе 6 - расчетная величина, при расчете берут определенное количество дней работы предприятия в году. Но предприятие не обязательно работает строго указанное в расчете производственной мощности время. Оно может работать, как большее, так и меньшее время.
Пункт 8.2 абзац 18 в графе 12 "коэффициент использования мощности за отчетный период (процентов)" - коэффициент использования производственной мощности за отчетный период, рассчитанный как отношение объема произведенной продукции в отчетном периоде к производственной мощности организации в отчетном периоде. Коэффициент использования мощности за отчетный год рассчитывается исходя из общего объема произведенной продукции за год и годовой производственной мощности организации." - формулировка не однозначна. Отчетный период в декларации - квартал, коэффициент использования мощностей рассчитывается по отчетному периоду - кварталу, в целом за год декларация не составляется. Кроме того, не указана единица измерения коэффициента. Расчет следует производить в процентах, умножая отношение величин на 100%, или величина отражается только в виде отношения?
Пункт 8.3 "При наличии у организации обособленных подразделений графы раздела "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" декларации N 6 заполняются в соответствии с вышеуказанным Порядком их заполнения." - формулировка не однозначна. У предприятия, в частности у АО "Татспиртпром", в лицензии могут быть включены структурные подразделения, на которых организация не осуществляет производственную деятельность, такие как оптовые склады и спиртохранилища - при этом, в соответствии с формулировкой, мы должны включать их в декларацию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.