Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минсельхозом России 29.07.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - проект федерального закона) подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями) в инициативном порядке в целях обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с действующими нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение в Федеральный закон N 44-ФЗ изменений, направленных на конкретизацию требований к такой экспертизе - об обязательном проведении лабораторных исследований безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, техническим характеристикам, а также энергетической и пищевой ценности) закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, периодичности проведения таких исследований, а также на установление требований в отношении лиц, осуществляющих такие исследования.
В настоящее время сложилась определенная практика заключения контрактов на поставку продовольствия и продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, при детальном рассмотрении которой выявляются следующие основные особенности:
качество и безопасность поставляемого продовольствия и продукции общественного питания проверяется только на этапе приемки, которая проводится зачастую путем сличения данных сопроводительной документации с требованиями, указанными в спецификации к контракту;
оценка соответствия закупаемого продовольствия и продукции общественного питания нормативно-технической документации, санитарным нормам, гигиеническим нормативам путем проведения лабораторных исследований (при условии того, что внешний вид закупаемого продовольствия и продукции общественного питания не несет в себе видимых следов порчи) не проводится или проводится только единожды;
поставщик, который не является производителем поставляемых товаров, также не проводит лабораторных исследований поставляемого продовольствия и продукции общественного питания, полагаясь на документы об оценке соответствия, предоставленные производителем.
Таким образом, качество продовольствия и продукции общественного питания, закупаемых в рамках контракта по обеспечению государственных и муниципальных нужд, фактически зависит только от производителя, который не является стороной контракта и не несет ответственность за его исполнение.
Подобная ситуация негативно сказывается на обеспечении соответствия закупаемого продовольствия и продукции общественного питания требованиям безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, энергетической и пищевой ценности).
Изменения, предлагаемые проектом федерального закона, призваны обеспечить должный уровень контроля за качеством и безопасностью закупаемых продовольствия и продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, введение практики обязательных исследований поставленных продуктов питания лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, что будет способствовать эффективной борьбе с поставками некачественного или фальсифицированного продовольствия или продукции общественного питания в рамках закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также проектом федерального закона уточняется регулярность лабораторных исследований закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, при этом обязанность по оплате стоимости таких лабораторных исследований возлагается на поставщика (исполнителя) в случае выявления в результате проведения лабораторных исследований несоответствий требованиям безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, техническим характеристикам, а также энергетической и пищевой ценности) закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания.
Риски увеличения стоимости продукции в связи с введением регулярности лабораторных исследований представляются маловероятными, поскольку проект федерального закона не предусматривает увеличение объема требований к закупаемым товарам, а ориентировочная стоимость лабораторных исследований закупаемого продовольствия может составить, по экспертным оценкам, не более 1-2% от цены контракта.
В целях анализа указанных рисков был произведен расчет стоимости лабораторных исследований на примере стоимости исследований молочной продукции на наличие растительных жиров как наиболее часто встречающегося метода фальсификации молочной продукции. При этом стоимость такого лабораторного исследования является одной из наиболее высоких.
Для целей расчета ориентировочной стоимости исследований использовались средние показатели стоимости исследований молочной продукции на наличие фитостеринов (растительных жиров) и средняя цена контракта на закупку молочной продукции, исходя из случайной выборки по разным федеральным округам. Для определения средней стоимости исследований были проанализированы тарифы на проведение лабораторных исследований в 12 субъектах Российской Федерации.
Средняя стоимость одного исследования на наличие фитостеринов составила 6 600 рублей.
Для определения средней цены контракта были проанализированы цены контрактов на закупку молочной продукции. Всего было проанализировано 65 контрактов из 41 субъекта Российской Федерации на общую сумму 236 626 638 рублей 34 копейки.
Средняя цена контракта составила 552 445 рублей. Срок, на который заключен контракт, составил в среднем 6,5 месяца, что предполагает проведение не менее 2 лабораторных исследований. Всего в рамках анализируемых контрактов было закуплено 195 наименований продукции, что в среднем составило 3 наименования молочной продукции по одному контракту.
Исходя из данных показателей, стоимость проверки молочной продукции на наличие растительных жиров составила 1,19% от цены контракта.
Точная стоимость лабораторных исследований может быть рассчитана только в рамках каждого конкретного контракта, исходя из стоимости проведения лабораторных исследований одного образца, объема проводимых исследований, метода, применяемого при проведении указанных исследований, тарифов и цен, установленных конкретной лабораторией или испытательным центром, вида исследуемой продукции, количества лабораторных исследований в течении срока действия контракта.
Принятие проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые им решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.