Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/06-19/00091832).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 3 по 24 июня 2019 г.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта, замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 4 по 12 июля 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности.
Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
По результатам публичных консультаций АО "Татспиртпром", СРО "Винодельческий союз", Х5 Retail Group сообщили об отсутствии предложений и замечаний. ЗАО "Игристые вина" направило замечания к проектируемому регулированию (справка прилагается).
1. Проектом акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), устанавливающие, что государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ФГК(Н)) и региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - РГК(Н)).
Согласно проектируемым изменениям пункта 1.1, 1.2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ ФГК(Н) и РГК(Н) включают отдельные "направления".
"Направлениями" ФГК(Н) являются:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания);
2) лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции;
3) государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами;
4) государственный надзор за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8, 10.2, 11, 12, 14 и 26 настоящего Федерального закона, в целях выявления и пресечения незаконных производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения, перевозок и (или) перемещения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации".
"Направлениями" РГК(Н) являются:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) государственный надзор за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции".
Обращаем внимание на отсутствие в проекте акта определения вводимого понятия "направление". По своей сути перечисленные в пунктах 1.1, 1.2. статьи 23 Закона N 171-ФЗ в проектируемой редакции "направления" могут быть отнесены к отдельным видам лицензионного контроля или государственного контроля (надзора).
Представляется, что предлагаемые изменения могут создать правовую неопределенность в регулировании сферы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вызвать затруднения в реализации контрольно-надзорных полномочий органами государственного контроля (надзора).
Таким образом, считаем необходимым в проекте акта однозначно сформулировать осуществляемые виды государственного контроля (надзора) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, не подменяя их "направлениями" и не включая в другие виды контроля (надзора), а также определить их предмет с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Одновременно полагаем целесообразным предусмотреть в проекте акта норму об отнесении к предмету ФГК(Н) соблюдения лицензионных требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) и производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции.
3. Подпунктом "е" пункта 1 статьи 1 проекта акта пункт 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ дополняется подпунктом 7, определяющим положения в части проведения наблюдения "за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами". Представляется необходимым исчерпывающим образом определить мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), в рамках которых они осуществляются.
4. Пунктом 2 статьи 1 проекта акта статья 23.1 Закона N 171-ФЗ дополняется пунктом 5, согласно которому "при осуществлении государственного надзора плановые проверки не проводятся, за исключением проверок деятельности организаций, осуществляющих производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи". Обращаем внимание на необходимость определения видов государственного контроля (надзора), при осуществлении которых плановые проверки не проводятся.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в срок с 4 по 12 июля 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам публичных консультаций АО "Татспиртпром", СРО "Винодельческий союз", Х5 Retail Group сообщили об отсутствии предложений и замечаний. ЗАО "Игристые вина" направило следующие замечания к проектируемому регулированию: "Наделение должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции полномочием проводить наблюдение за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и (или) перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами стоит рассматривать в качестве дополнительной формы контроля.
В заключение стоит отметить, что рассматриваемым проектом не определено, что будет являться результатом данного наблюдения и, соответственно, какие в связи с этим могут возникнуть обязанности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.