Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минэнерго России "Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Методические указания по формированию аварийного запаса для объектов электросетевого хозяйства" (далее соответственно - проект акта, Методика), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является регулирование вопроса обязательности наличия аварийного запаса у субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании (а также эксплуатирующих организаций) объектами электросетевого хозяйства напряжением 0,4 - 750 кВ.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании (а также эксплуатирующих организаций) объектами электросетевого хозяйства напряжением 0,4 - 750 кВ (без приведения количественной оценки).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 23 октября по 13 ноября 2018 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/10-18/00085148).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 6 по 15 мая 2019 года проведены публичные консультации по проекту акта,по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Фортум", ПАО "РусГидро", которые частично учтены в настоящем заключении. Также поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта (прилагаются).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России по результатам рассмотрения проекта акта обращает внимание на наличие следующих рисков его принятия в представленной редакции.
1. В соответствии с пунктами 1, 2 Методики методические указания распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4-750 кВ.
Из текста Методики следует, что требования методических указаний распространяются в том числе на генерирующие компании и потребителей электрической энергии, владеющих объектами электросетевого хозяйства, в том числе классом напряжения 0,4 кВ.
Распространение Методики на генерирующие компании и потребителей электрической энергии, владеющих незначительными по протяженности объектами электросетевого хозяйства и (или) объектами электросетевого хозяйства низкого класса напряжения, например, не входящими в Единую энергетическую систему России, представляется нецелесообразным и налагает на указанных хозяйствующих субъектов дополнительные затраты, связанные с организацией, приобретением и хранением составляющих аварийного запаса, что влечет риски установления избыточных требований к субъектам предпринимательской деятельности. Дополнительно следует отметить, что в соответствии с позицией, полученной в рамках публичных консультаций, выход из строя объектов электросетевого хозяйства окажет влияние исключительно на их собственников.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным прямо определить,что Методика распространяется исключительно на организации, имеющие статус сетевой организации, в отношении которых установлен тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
2. Пунктом 6 Методики предполагается, что для комплектования аварийного запаса (далее - АЗ) субъекты электроэнергетики ежегодно должны утверждать перечни (номенклатуру, количество) материалов и оборудования АЗ,а также порядок комплектования, учета, контроля использования, хранения, технического обслуживания, восполнения и обновления материалов и оборудования АЗ, перечень лиц, ответственных за учет, хранение и поступление материалов и оборудования АЗ.
Указанное требование является избыточным, поскольку ежегодное утверждение порядка комплектования, учета, контроля использования, хранения, технического обслуживания, восполнения и обновления материалов и оборудования АЗ, перечня лиц, ответственных за учет, хранение и поступление материалов и оборудования АЗ, влечет дополнительные организационно-временные затраты субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, представляется целесообразным установить необходимость утверждения перечней (номенклатуры, количества) материалов и оборудования АЗ, а также порядка комплектования, учета, контроля использования, хранения, технического обслуживания, восполнения и обновления материалов и оборудования АЗ, перечня лиц, ответственных за учет, хранение и поступление материалов и оборудования АЗ только в случаях необходимости, например, при расходовании материалов и оборудования из АЗ, изменения соответствующих лиц, либо изменения параметров соответствующих объектов электросетевого хозяйства.
3. В соответствии с пунктом 7 Методики перечень материалов и оборудования аварийного запаса должен быть сформирован в том числе исходя из оценки вероятности отказа функционального узла или единицы оборудования.
Вместе с тем приказ Минэнерго России от 19 февраля 2019 г. N 123 "Об утверждении методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа" (далее - методика расчета вероятности отказа) распространяется на линии электропередачи классом напряжения 35 кВ и выше,а также на силовые (авто-)трансформаторы высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и номинальной мощностью 63 MBA и более.
Таким образом, остается неясным, каким образом будут применяться Методические указания в отношении оборудования, на которое не распространяется методика расчета вероятности отказа, например, на выключатели, разъединители, измерительные трансформаторы и так далее.
В этой связи представляется целесообразным привести абзац 2 пункта 7 Методики в соответствие с положениями действующего законодательства, приведя исчерпывающий перечень материалов и оборудования, необходимых для создания и поддержания аварийных запасов.
4. В соответствии с пунктом 17 Методики изъятие материалов и оборудования из аварийного запаса для работ по ремонту, техническому перевооружению и реконструкции возможно только после поставки материалов и оборудования в аварийный запас.
В связи с изложенным целесообразно уточнить, что недопустимо использование оборудования и (или) материалов из аварийного запаса для целей проведения плановых ремонтов с учетом классификации ремонтов, приведенной в пункте 8 приказа Минэнерго России от 25 октября 2017 г. N 1013 "Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики", либо исключить указанное положение из редакции Методики, с целю устранения рисков правоприменительной практики.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.