Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается предусмотреть право федерального органа государственной власти Российской Федерации принимать решение об утверждении заявки инвестора на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с объемом инвестиций от 30 млрд. рублей в случае, если такое решение по истечении 3 месяцев со дня поступления заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке законопроекта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, не были соблюдены разработчиком в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, являются лица, заинтересованные в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (75 - 100 единиц).
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в срок с 1 по 19 апреля 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-19/00090130).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по законопроекту в период с 8 по 15 июля 2019 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от Правительства Республики Саха (Якутия), Департамента лесного комплекса Вологодской области, Управления лесами Тамбовской области, замечания которых были частично учтены при подготовке настоящего заключения.
Поступившие позиции от Администрации Томской области, Правительства Ярославской области, Министерства экономики Омской области, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, Комитета лесного хозяйства Курской области, Управления лесами Белгородской области не содержат замечаний и предложений к законопроекту.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым обратить внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. В соответствии с пунктом 3.1 сводного отчета в качестве проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, разработчиком указаны разногласия и проблемы в принятии решений о выделении лесного фонда на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно Методике оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования. Кроме того, по возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы.
При этом ни в сводном отчете, ни в пояснительной записке разработчиком не приводится информация о причинах отсутствия возможности реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в субъектах Российской Федерации. Также не ясно, с какими проблемами в принятии решений о выделении лесного фонда для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов сталкиваются субъекты Российской Федерации. Разработчиком не приведены статистические данные относительно того, в каких субъектах Российской Федерации и как часто возникают указанные разногласия и проблемы, на устранение которых направлено проектируемое регулирование.
Согласно части 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 "О приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Минпромторга России, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта. Заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов могут являться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и (или) Рослесхоз в зависимости от местонахождения лесных участков.
Кроме того, указанным Положением установлен порядок и сроки принятия решений уполномоченными органами. Так, пунктом 12 Положения установлено, что отказ заинтересованного органа в приеме к рассмотрению заявки от инвестора при представлении инвестором сведений и документов, указанных в пункте 7 Положения, не допускается.
Вместе с тем, согласно информации, представленной Минпромторгом России в рабочем порядке, в настоящее время на территории Российской Федерации реализуются два инвестиционных проекта в области освоения лесов с объемом инвестиций более 30 млрд. рублей*(1). При этом всего в перечне зарегистрировано 227 инвестиционных проектов в области освоения лесов.
2. Законопроектом предусмотрены изменения в ЛК РФ в части наделения федерального органа исполнительной власти полномочиями по утверждению заявки инвестора на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с объемом инвестиций от 30 млрд. рублей в случае, если такое решение по истечении 3 месяцев со дня поступления заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом распределение полномочий в части утверждения заявок инвестора на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов согласно части 3 статьи 22 ЛК РФ установлены Положением.
Таким образом, при учете предлагаемого законопроектом регулирования возникает ситуация, при которой порядок распределения полномочий между органами власти утвержден подзаконным актом, а исключительный случай наделения полномочиями федерального органа предлагается закрепить на уровне ЛК РФ.
С учетом изложенного в целях устранения юридических коллизий считаем необходимым рекомендовать разработчику внести указанные изменения в Положение, предварительно оценив целесообразность таких изменений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования проблемы и необходимости принятия данного регулирования.
Кроме того, сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Расширение лесопильного производства, строительство пеллетного завода, строительство целлюлозного комбината в Красноярском крае (АО "Краслесинвест", 131 млрд. рублей) и модернизация производства АО "Группа "Илим" в Иркутской области (53 млрд. рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.