Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), проведена оценка регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" и сообщается следующее (далее - проект акта).
В отношении проекта акта подготовка заключения проводится впервые.
Публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проведены в период с 16 по 29 апреля 2019 года и с 17 по 26 июня 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/04-19/00090656).
Проект акта разработан в целях обеспечения национальных интересов и повышения эффективности контроля за международными транзитными перевозками грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации.
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта рассмотрены все поступившие замечания и предложения и представлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Основаниями для разработки проекта акта в соответствии с информацией, представленной разработчиком, являются подпункт "ж" пункта 3 раздела 1 поручения Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2418; пункт 4 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 32; поручение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2018 г. N КЧ-П9-8242 и от 11 января 2019 г. N ДК-П9-62 (пункт 7).
Проектом акта предусматривается возможность применения механизма финансирования проектов по строительству, реконструкции и/или модернизации отдельных участков (объектов) железнодорожной инфраструктуры с помощью включения или исключения затрат в/из тарифов по перевозке грузов. Такой механизм применяется только по инициированным выгодоприобретателями проектам развития на основании заключения между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и субъектов предпринимательской деятельности долгосрочного договора об организации перевозок, то есть в добровольном порядке.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 25 июня по 5 июля 2019 года. В ходе публичных консультаций поступили позиции ОАО "РЖД", ФГУП "Крымская железная дорога, АО "ПГК", Ассоциации предприятий черной металлургии "Русская Сталь", СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта", частично учтенные в настоящем заключении. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению и рекомендуются к рассмотрению разработчиком при доработке проекта акта.
С учетом результатов публичных консультаций представляется необходимым отметить следующее.
1. Пунктом 13 проекта акта предусматривается перечень документов, которые должны быть приложены к тарифной заявке.
1.1. К таким документам, в частности, относится положительное сводное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита, полученное в порядке, установленном пунктом 34 или пунктом 47 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382, в случае если проект соответствует стоимостным критериям, установленным пунктом 5 указанного Положения. Следует отметить, что областью регулирования указанного постановления Правительства Российской Федерации являются только инвестиционные проекты с государственным участием. Однако проектируемое регулирование распространяется только на проекты, финансируемые полностью за счет внебюджетных источников.
Вместе с тем на практике стоимость проведения внешнего аудита одного инвестиционного проекта в среднем составляет около 7,5 млн. рублей и может доходить до 20 млн. рублей. Сроки проведения аудита по крупным проектам могут достигать 120 календарных дней.
Учитывая, что проект реализуется за счет выгодоприобретателя, оптимизация затрат по такому проекту является приоритетной его задачей, следовательно, представление заключения о проведении публичного технологического и ценового аудита является избыточным.
1.2. В соответствии с подпунктом "д" пункта 13 проекта акта в тарифную заявку должен быть включен документ о финансовых гарантиях предоставления грузов для перевозки от выгодоприобретателей.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Проектом акта устанавливается иной способ обеспечения исполнения обязательства. Обращаем внимание, что в таком случае предлагаемый проектом акта документ должен быть закреплен на уровне закона или являться обязательным условием при заключении договора. В ином случае представляется целесообразным истребовать к представлению документы, предусмотренные гражданским законодательством.
2. Положения пункта 18 проекта акта фактически устанавливают возможность легального установления инвестиционного тарифа на договорной основе без применения порядка и ограничений, установленных проектом акта, в том числе предусматривают исключение государственного регулирования тарифов без учета ценовых пределов, предусмотренных пунктом 6(1) Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643.
Указанное способно привести к расширению дискреционных полномочий субъекта регулирования (владельца инфраструктуры).
Между тем разработчиком в пунктах 16 и 18 сводки замечаний и предложений по результатам обсуждения текста проекта акта указано, что при доработке проекта акта пункт 18 будет исключен, однако исключен не был.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы.
При учете вышеизложенных замечаний может быть сделан вывод об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.