Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 18.12.2014 N 344" (далее соответственно - проект акта, Порядок расследования) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 28 июня по 18 июля 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-19/00092608).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 24 июля по 31 июля 2019 года. В ходе публичных консультаций поступили позиции ОАО "РЖД", АО "АК ЖДЯ", ФГУП "КЖД", АО "ПГК", СРО "Ассоциация "Промжелдортранс", СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта", ООО "Трансойл", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению.
Проектом акта детализируется Порядок расследования, в том числе устраняются дублирующие положения, пробелы в процедуре расследования транспортных происшествий на путях необщего пользования.
К проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Доработанная редакция пункта 6 Порядка расследования не решает проблему, с которой на практике встречаются заинтересованные в расследовании лица.
Так, в соответствии с действующей редакцией пунктов 6 и 7 Порядка расследования комиссия из числа работников субъекта железнодорожного транспорта формируется с приглашением заинтересованных и (или) причастных владельцев подвижного состава.
По информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, владельцы железнодорожного подвижного состава в настоящее время привлекаются для расследования нарушений безопасности движения только по решению председателя комиссии субъекта железнодорожного транспорта на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 21 августа 2017 г. N1697р "Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД". На практике эти решения субъектом железнодорожного транспорта не принимаются, и владельцы железнодорожного подвижного состава не всегда имеют возможность участвовать в работе комиссии субъекта железнодорожного транспорта.
Указанная проблема была обозначена Минэкономразвития России ранее в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 104 и 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части уточнения ответственности за повреждение вагонов, контейнеров при их эксплуатации на сети железных дорог", направленном в адрес разработчика письмом от 12 июля 2019 г. N 22831-СШ/Д26и.
В целях обеспечения объективного расследования транспортных происшествий и учёта мнений всех заинтересованных сторон предлагается внести уточнение в пункты 6 и 7 Порядка расследования о возможности участия всех заинтересованных в расследовании происшествия лиц вне зависимости от того, принято решение субъекта железнодорожного транспорта об этом или нет.
2. Пунктом 3 проекта акта устанавливается требование по обязательному оповещению о возникновении транспортных происшествий Ространснадзора, его территориальных органов в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, органов прокуратуры, органов Следственного комитета, органов внутренних дел, территориальных органов МЧС России, органов местного самоуправления в пределах их территориальных полномочий, заинтересованных и (или) причастных лиц в конкретный временной отрезок - не более 1 часа с момента случившегося.
Следует отметить, что по оценкам субъектов предпринимательской деятельности указанный временной отрезок недостаточен. Кроме того, в случае установления временного ограничения все вышеперечисленные организации - как субъекты транспортной инфраструктуры, так и органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иные заинтересованные и/или причастные лица - должны иметь круглосуточные диспетчерские службы для приема сигналов о транспортных происшествиях. В ином случае установленное требование является невыполнимым.
На основании вышеизложенного представляется необходимым сохранить действующий подход в части оповещения заинтересованных органов и лиц, либо сузить круг лиц, которым необходимо в течение 1 часа сообщить о транспортном происшествии, либо увеличить временной отрезок.
3. Подпунктом 3 пункта 9 проекта акта устанавливается обязанность по разработке субъектами железнодорожного транспорта на месте транспортных происшествий мероприятий, направленных на предупреждение (профилактику) причин возникновения нарушений безопасности движения.
При этом результаты расследования транспортных происшествий еще не сформированы. Мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения нарушений безопасности, без установления причины транспортного происшествия могут быть номинальными и не принести должного эффекта.
Однако указанное требование распространяется на всех владельцев инфраструктуры общего и необщего пользования.
Принимая во внимание значительные масштабы инфраструктуры, представляется необходимым указанные мероприятия производить после окончания расследования причин происшествия с учетом влияния мероприятий в целом на ситуацию в общесетевом масштабе.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования проблемы и необходимости принятия данного регулирования.
Кроме того, может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.