Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
(подготовлен МВД России 29.07.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект) направлен на оптимизацию деятельности дознавателей по всестороннему и полному расследованию уголовных дел о преступлениях, связанных с хищением денежных средств с банковских счетов граждан и юридических лиц.
Современные достижения в области информационных технологий позволили упростить порядок осуществления многих финансовых операций (оплату услуг и товаров безналичным способом, дистанционный перевод и снятие денежных средств). Наравне с этим происходит постоянная модернизация способов хищения с банковских счетов граждан и юридических лиц.
Сложность в раскрытии и расследовании данных деяний обусловлена отсутствием личностного контакта с потерпевшим и анонимностью пользователей, в связи с чем установить лицо, совершившее преступление, в большинстве случаев возможно только после получения из кредитной организации данных о владельцах банковских счетов, которые нередко открыты в разных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-I) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физических лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия руководителя следственного органа.
Однако уголовные дела о преступлениях, связанных с хищением денежных средств с банковских счетов граждан и юридических лиц, также расследуются дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации (например, части первые статьей 159 (Мошенничество), 1593 (Мошенничество с использованием электронных средств платежа), 160 (Присвоение или растрата) Уголовного кодекса Российской Федерации).
Так, по данным территориальных органов МВД России в производстве дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации находилось в 2017 году - 47 037, 2018 году - 44 153 и за 5 месяцев 2019 года - 19 081 уголовных дел о таких преступлениях.
Получение дознавателем информации о денежных средствах, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на которые для обеспечения исполнения приговора наложен арест, возможно по запросу на основании судебного решения в соответствии с частью седьмой статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК).
В 2017 году дознавателями с согласия надзирающих прокуроров на основании судебного решения направлено 4 939 запросов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, 2018 году - 7 364 и за 5 месяцев 2019 года - 2 386 таких запросов.
При этом анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что на согласование ходатайства дознавателя у прокурора и его рассмотрение судом затрачивается в среднем от 5 суток до 2 месяцев, а срок исполнения кредитными организациями судебного решения, вынесенного в соответствии с частью седьмой статьи 115 УПК, составляет в среднем 3 месяца.
В целях оперативного получения сведений, составляющих банковскую тайну, в территориальных органах МВД России сложилась практика направления сотрудниками подразделений дознания соответствующих запросов в кредитные организации на основании статьи 21 УПК и пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". Однако в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 395-I кредитными организациями в предоставлении запрашиваемых сведений дознавателям органов внутренних дел Российской Федерации было отказано.
Таким образом, отсутствие правовых оснований для получения дознавателем в кредитных организациях сведений, составляющих банковскую тайну, по аналогии с органами предварительного следствия не позволяет дознавателям исполнить возложенную на них частью первой статьи 1601 УПК обязанность по незамедлительному принятию мер по установлению подлежащего конфискации имущества подозреваемого, обвиняемого, а также принять меры по наложению ареста на такое имущество.
В 2017 году доля возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по уголовным делам о преступлениях данного вида составила 15,7%, в 2018 году - 13,9 % и за 5 месяцев 2019 года - 16,4%.
О значимости вопроса обеспечения возмещения имущественного вреда также свидетельствует и то обстоятельство, что показатель "доля возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным дознавателями" является одним из индикаторов оценки результатов выполнения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345.
С учетом изложенного законопроектом предлагается включить дознавателя в перечень должностных лиц, правомочных запрашивать в кредитных организациях информацию о вкладах и счетах физических лиц, операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определенный статьей 26 Федерального закона N 395-I.
Принимая во внимание, что указанные сведения относятся к банковской тайне и их необоснованное истребование может повлечь нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, законопроектом в качестве обязательного условия их получения дознавателем предусмотрена необходимость согласования запроса начальником органа дознания, что позволит существенно сократить затрачиваемое на данную процедуру время и обеспечить в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 11 части первой статьи 402 УПК, контроль за законностью действий дознавателя.
Также для наиболее эффективного расследования преступлений, связанных с хищением денежных средств с банковских счетов граждан и юридических лиц, законопроектом предлагается определить срок предоставления кредитной организацией справок следователю и дознавателю, а также установить максимально допустимый срок их рассмотрения до 10 рабочих дней в случае невозможности предоставления запрашиваемых сведений в установленный 5 дневный срок.
Предлагаемые изменения также направлены на обеспечение требований статьи 61 УПК об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок.
Принятие законопроекта не потребует формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, дополнительных расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Необходимости внесения изменений в ранее изданные нормативные правовые акты в связи с принятием законопроекта не имеется.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов аналогичного содержания не имеется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.