Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
(подготовлен Минпромторгом России 07.08.2019 г.)
В соответствии с пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 апреля 2015 г. N Пр-787, пунктом 1 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 10 июля 2014 г. N РД-П7-5120 и пунктом 3 протокола совещания у заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О.И. Бочкарева от 8 июля 2016 г. N БО-П22-59прВПК издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. N 1950-р о передаче государственного унитарного предприятия "Севастопольское авиационное предприятие" (г. Севастополь) в федеральную собственность.
В рамках уставной деятельности ФГУП "САП" выполняет работы и оказывает услуги для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, в том числе осуществляет изготовление, ремонт, техническое обслуживание, модернизацию и утилизацию военной техники и гражданской авиационной техники, проводит ремонт, переоборудование и модернизацию авиационных двигателей и главных редукторов вертолетов, осуществляет гарантийное, сервисное обслуживание и ремонт комплексов противовоздушной обороны и иные виды деятельности в сфере авиации.
В настоящее время ФГУП "САП" является соисполнителем перечня контрактов по капитальному ремонту вертолетов Ми-8МТ и восстановительному ремонту Ми-8МТВ-2 для нужд Минобороны России, а также по проведению ремонта покупных комплектующих изделий вертолетов типа Ми-8, Ми-17-1В.
С 2014 г. АО "Вертолеты России" и авиаремонтными предприятиями, входящими в Холдинг "Вертолеты России", в рамках производственной кооперации с ФГУП "САП" заключено 23 контракта на ремонт вертолетов и авиационной техники на общую сумму 1 030, 249 млн. рублей.
Однако, необходимо отметить что технологическая отсталость и высокий процент износа основных производственных фондов ФГУП "САП" не позволяют своевременно и качественно выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту вертолетной техники.
Основными экономическими причинами, приводящими к негативному финансовому состоянию, являются:
1) хроническая недозагрузка предприятия (фактическая загрузка составляет 40-50 % от производственной мощности и показателей безубыточности), а также неритмичное производство в условиях отсутствия резервов по сокращению численности производственного персонала без потери компетенций авиаремонтного предприятия,
2) значительное преобладание в структуре доходов гособоронзаказа (более 80%) - контрактов с низкой рентабельностью и сложной системой финансового исполнения (отдельные счета, казначейское сопровождение, раздельный учет, контролируемый список исполнителей, дискретность финансирования),
3) стоимость нормо-часа работы предприятия по гособоронзаказу недостаточна для функционирования в условиях неритмичного производства,
4) отсутствие созданных заделов по материальному обеспечению процессов ремонта,
5) несоответствие организационно-штатной структуры предприятия номенклатуре и объемам выполняемого ремонта, в связи с чем даже и так минимальный объем накладных расходов не обеспечивается текущей загрузкой предприятия.
Дополнительной, но одной из наиболее значимых причин является не имеющие аналогов в современной истории политические и структурные преобразования и такие их последствия, как:
- смена линейки заказчиков (при нахождении в составе Украины предприятие являлось монополистом, что обеспечивало его высокую производственную загрузку в разные периоды от 12 до 40 вертолетов в год),
- сложный период организационного перехода в правовое пространство России в условиях нехватки средств и опытных управленцев,
- влияние санкций со стороны США, ЕС и других государств, присоединившихся к санкциям,
- разрыв собственных внешнеэкономических связей.
При этом необходимо отметить ряд факторов, резко повышающих конкурентоспособность и потенциал предприятия, такие как:
- геополитическое расположение, близость регионов расположения техники в условиях текущей политической ситуации (Сирия, страны Ближнего Востока, Северная Африка),
- наличие значительной группировки вертолетов государственной авиации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, территориальная близость к эксплуатанту,
- отсутствие конкурентов в регионе - предприятие является единственным авиаремонтным предприятием по ремонту вертолетов в Крыму,
- наличие удобных морских коммуникаций (доставка в ремонт и из ремонта морским путем),
- благоприятные климатические условия, обеспечивающие круглогодичные условия для проведения испытательных полетов, а также низкие энергетические затраты на поддержание производственного процесса,
- наличие собственной ремонтно-технической базы, развитой инфраструктуры, сильной испытательной стендовой базы.
- многолетний опыт проведения капитального ремонта вертолетов типа Ми-8, Ми-14, Ка-27, их модификаций и отдельных агрегатов.
Анализ текущего состояния и имеющегося потенциала развития позволяет сделать вывод о безусловной необходимости сохранения предприятия, а также создания условий для его выхода из кризиса, модернизации и обеспечения устойчивого развития.
Холдингом "Вертолеты России" были рассмотрены различные механизмы возможного развития ФГУП "САП". Наиболее успешным вариантом для обеспечения показателей развития является интеграция предприятия в состав Холдинга "Вертолеты России", что позволит достигнуть следующих результатов:
- комплексная модернизация ФГУП "САП" в современное авиаремонтное предприятие,
- стабильная загрузка в объеме 10-12 вертолетов в год, обеспечивающей текущее функционирование предприятия,
- значительное повышение удельного веса высокорентабельных заказов в структуре доходов, выход предприятия из отрицательных балансовых показателей.
В связи со спецификой ФГУП "САП" ремонт вертолетов будет осуществляться в рамках исполнения АО "Вертолеты России" государственного оборонного заказа, а также в интересах внутренних эксплуатантов.
При этом без привлечения АО "Вертолеты России" ФГУП "САП" к исполнению государственного оборонного заказа риски последующего банкротства предприятия и утраты производственных компетенций являются достаточно высокими.
При разработке стратегии постепенной модернизации предприятия (3-5 лет), внутренних источников Холдинга "Вертолеты России" будет достаточно для успешной технической и технологической модернизации предприятия, а также выводу предприятия на освоение ремонтов новой техники.
В 2019 году на ФГУП "САП" запланированы следующие работы:
- завершение ремонта пяти вертолетов Ми-8МТ (МТВ) авиации Росгвардии в рамках государственного контракта,
- ремонт вертолетов Минобороны России в рамках государственного контракта.
В течение 2019-2020 годов Холдингом "Вертолеты России" планируется дальнейшее привлечение ФГУП "САП" к выполнению работ по ремонту вертолетов в объемах 2-3 единиц в год в рамках ГОЗ и 3-4 единиц в год в рамках ВТС.
Также планируется привлечение предприятия к выполнению работ по сервисному обслуживанию вертолетов Минобороны России и авиации МЧС ЮФО в рамках КЖЦ.
В случае интеграции ФГУП "САП" в состав Холдинга "Вертолеты России" высоки риски включения АО "Вертолеты России" в санкционный список США (SDN List), что может критически негативно сказаться на всей деятельности Холдинга "Вертолеты России".
Проект указа Президента Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта указа Президента Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.